Вы здесь

Морской

Версия для печати
Ф. Р-347, 956 ед. хр., крайние даты: 1926-1957. Оп. 1, 10, 11

  В соответствии с постановлением СНК СССР от 17 декабря 1932 г. создан Комитет Северного морского пути, который в 1934 году реорганизован в Главное управление Северного морского пути (Главсевморпуть) при Совнаркоме СССР с организацией территориальных управлений Главсевморпути и Дальневосточного территориального управления Главсевморпути в г. Владивостоке. Дальневосточное территориальное управление Главсевморпути в 1939 году преобразовано в морскую транспортную контору Главсевморпути. На основании постановления СНК СССР от 1 июня 1940 г. № 917 морская транспортная контора реорганизована во Владивостокское морское арктическое пароходство Главсевморпути при СНК СССР, устав его утвержден начальником Главсевморпути при СНК СССР 25 февраля 1941 года 1 . В 1955 году пароходство реорганизовано в Восточное морское арктическое пароходство с подчинением Главному управлению Северного морского пути при СМ СССР.

  На основании приказа министра морского флота СССР от 18 февраля 1957 г. № 49 Восточное морское арктическое пароходство объединено с Дальневосточным морским пароходством.

  В структуре пароходства выделялись следующие подразделения: управление, моринспекция, секретно-шифровальный отдел, отдел эксплуатации, механико-судовой, коммерческий, планово-финансовый отделы, отдел кадров, отдел материально-технического снабжения, административно-хозяйственный отдел; конструкторское бюро, бухгалтерия.

  Пароходство осуществляло перевозку грузов и пассажиров, техническую и коммерческую эксплуатацию флота, приписанного к нему и арендованного.


1   ГАПК. Ф. Р-347. Оп. 1. Ед. хр. 41. Л. 2

  Приказы Главсевморпути.

  Положение о морской транспортной конторе за 1938 год (Оп. 1. Ед. хр. 17). Положение о пароходстве за 1941 год (Оп. 1. Ед. хр. 41).

  Протоколы и решения совещаний партийно-хозяйственного актива и совещаний при начальнике пароходства.

  Пятилетний план по перевозкам грузов и пассажиров транспортным флотом пароходства на 1956-1960 годы. Трансфинпланы, планы арктических перевозок грузов. Рейсовые задания.

  Штатные расписания, сметы административно-хозяйственных расходов.

  Отчеты пароходства и флота по основной и финансово-хозяйственной деятельности, отчеты об эксплуатации флота, о выполнении плана грузоперевозок и объяснительные записки к ним. Отчеты штаба морских арктических операций Восточного района Арктики и приложения к ним, отчеты об испытаниях и перегоне судов, о выполнении плана капвложений.

  Титульные списки на капитальное строительство.

  Доклады об эксплуатационной деятельности флота. Рейсовые донесения капитанов судов.

  Судовые журналы ледоколов и пароходов за 1926-1933 годы (Оп. 1. Ед. хр. 590- 609).

Версия для печати
Ф. Р-46, 18801 ед. хр., крайние даты: 1911, 1917-1992. Оп. 67-68, 77-90

  В мае 1879 г. в России было создано Общество Добровольного флота (Доброфлот), суда которого в первую очередь использовались для пароходных линий на Дальний Восток.

  В 1925 году Доброфлот был переименован в управление Дальневосточной главной конторы Совторгфлота с подчинением Наркомату путей сообщения СССР. Приказом Наркомвода СССР от 31 декабря 1932 г. № 440 Совторгфлот был реорганизован в Центральное управление Всесоюзного объединения морского торгового флота по внутреннему плаванию (Морфлот), и управление Дальневосточной главной конторы Совторгфлота было реорганизовано в Дальневосточное управление морского флота с подчинением Всесоюзному объединению морского торгового флота по внутреннему плаванию (Морфлот). В этом же году Дальневосточное управление морского флота было переименовано в Тихоокеанское управление Морфлота СССР. На основании постановлений ЦИК СССР от 15 марта 1934 г. и Наркомата морского флота СССР от 5 марта 1935 г. № 99 1 Тихоокеанское управление морского флота переименовано в Дальневосточное морское пароходство (ДВМП).

  На основании постановления СМ СССР от 18 декабря 1954 г. № 2462 и приказа министра морского флота СССР от 25 декабря 1954 г. № 145 на базе Дальневосточного морского пароходства было организовано Дальневосточное объединенное морское пароходство с подчинением ему Сахалинского и Камчатско-Чукотского морских пароходств, морских портов и судоремонтных заводов № 1 в городе Совгавань, № 3 в г. Николаевске-на-Амуре, № 4 в г. Находке и центрального проектно-конструкторского бюро № 7 в г. Владивостоке2 .

  В 1957 году Восточное морское арктическое пароходство было ликвидировано, его флот передан Дальневосточному морскому пароходству.

  На основании приказа министра морского флота СССР от 14 декабря 1957 г. № 356 из состава Дальневосточного объединенного пароходства были выведены Сахалинское и Камчатско-Чукотское пароходства и подчинены непосредственно Министерству морского флота СССР, а Дальневосточное объединенное пароходство стало именоваться Дальневосточным государственным морским пароходством 3 . В соответствии с постановлением СМ СССР от 27 января 1964 г. № 78 «Об укреплении морских пароходств», на основании приказа министра морского флота СССР от 22 июня 1964 г. № 133 на базе Дальневосточного, Камчатского и Сахалинского государственных пароходств было создано Дальневосточное пароходство с местонахождением управления в г. Владивостоке; на основании приказа министра морского флота СССР от 31 января 1967 г. № 24 Сахалинское и Камчатское управления были выделены из состава ДВ пароходства, тогда же утверждена структура пароходства 4 .

  Указом Президиума ВС СССР от 11 февраля 1971 г. пароходство было награждено орденом Ленина и стало именоваться Дальневосточное ордена Ленина государственное морское пароходство.

  С 1980 года в соответствии с Указом Президиума ВС СССР от 11 апреля 1980 г. о награждении орденом Октябрьской революции, пароходство стало именоваться Дальневосточным орденов Ленина и Октябрьской революции морским пароходством.
 

  Дальневосточное морское пароходство с 1925 по 1939 годы подчинялось Наркомату путей сообщения СССР, с 1932 по 1939 годы - Наркомату водного транспорта СССР, с 1939 по 1953 годы - Наркомату (с 1946 г. Министерству) морского флота СССР, с 1953 по 1954 год - Министерству морского и речного флота СССР, с 1955 по 1991 годы - Министерству морского флота СССР, с 1992 года - Департаменту морского транспорта Министерства транспорта России.

  В сентябре 1992 г. ДВМП провело закрытую приватизацию, в результате которой коллектив получил 51% акций, пароходство было преобразовано в открытое акционерное общество «Дальневосточное морское пароходство» (ОАО «ДВМП»).

  В составе ДВМП сосредоточены сухогрузный, нефтеналивной, пассажирский, а также вспомогательный флоты. Ему подчинены основные морские порты: Владивосток, Находка, Нагаево, Певек, Угольная, Проведение, Эгвекинот, Анадырь и судоремонтные заводы Дальнего Востока: Владивостокский, Находкинский, Совгаваньский, Славянский.

  ДВМП обеспечивает внутренние и зарубежные морские пассажирские линии. Ежегодно его суда перевозят в среднем 200 тысяч пассажиров и миллион тонн грузов.

  В структуре ДВМП выделялись следующие службы, отделы и управления: управление делами, планово-экономический отдел, служба безопасности мореплавания, служба технической эксплуатации флота, отделы теплотехники, капитального строительства, отдел кадров и учебных заведений, отдел организации труда и заработной платы, управление пассажирского флота, отдел безопасности, юридический отдел, центральная бухгалтерия.

  Документы до 1911 года, за 1912-1916 годы и документы ОАО «ДВМП» на государственное хранение не поступали.

  Документы Управления делами Добровольного флота на Дальнем Востоке за 1898-1922 годы находятся также на хранении в РГИА ДВ (Ф. 30).


1   ГАПК. Ф. Р-46. Оп. 81. Ед. хр. 2. Л. 98
2   Там же. Ед. хр. 116, л. 185-186
3   Там же. Ед. хр. 144. Л. 422-424
4   Там же. Ед. хр. 304. Л. 82-83

  Приказы Народного комиссара водного транспорта СССР, министра морского флота СССР, начальника ДВМП. Приказы и циркуляры Доброфлота РСФСР за 1922-1924 годы (Оп. 78. Ед. хр. 5, 6).

  Протоколы Совета капитанов, заседаний отдела организации работы, технических совещаний. Стенограммы партийно-хозяйственных активов.

  Переписка со Всесоюзным экспортно-импортным объединением «Экспортлес», с иностранными фирмами по вопросам перевозки грузов.

  Перспективные планы развития судоходства; финансовые, производственные, эксплуатационные планы. Планы технического перевооружения флота.

  Титульные списки на капитальное строительство объектов ДВМП и подведомственных предприятий.

  Штатные расписания, сметы административно-хозяйственных расходов.

  Отчеты ДВМП и подведомственных предприятий по основной, финансово-хозяйственной деятельности и капвложениям, о выполнении плана докования и использовании судоподъемных средств судоремонтными заводами, о поступлении и внедрении изобретений и рацпредложений, о выполнении плана внедрения достижений науки, о работе с кадрами. Отчеты морской инспекции, службы мореплавания, морского порта; отчеты береговых организаций о работе с кадрами, по эксплуатационной деятельности, по коммерческой работе. Отчеты ДВМП, его портов и судоремзаводов о несчастных случаях, связанных с производством.

  Статистические сведения о навигации по водным путям Амурского бассейна за 1907 - 1909 годы (Оп. 78. Ед. хр. 1).

  Документы (аварийные акты, выписки из судовых журналов, протоколы опросов свидетелей, фотографии, эскизы, докладные записки) по авариям, столкновениям и гибели судов.

  Документы приемки построенных судов, по приему-передаче морских портов в ведение ДВМП.

  Доклады, информации, справки о состоянии и развитии пароходства, о состоянии воспитательной и информационно-пропагандистской работы.

  Технические информации, разработанные и изданные отделом изобретательства и научно-технической информации. Статьи, лекции, информации, разработанные работниками ДВМП для опубликования на радио и телевидении. Проспекты, буклеты и наборы открыток, выпущенные к 100-летию ДВМП (Оп. 81. Ед. хр. 1034).

  Рейсовые донесения капитанов судов, находившихся в загранплаваний. Судовые журналы.

  Протоколы заседаний товарищеских судов, совместных заседаний совета ДВМП и президиума ТО Баскомфлота.

  Колдоговоры и документы по их выполнению.

  Документы (приказы, списки, акты вручения) по награждению работников ДВМП орденами и медалями СССР, медалями и дипломами ВДНХ СССР, значками «Почетный работник морского флота», знаками «Победитель соцсоревнования» и «Ударник 9-й пятилетки».

  Письма иностранных граждан советским морякам.

  Документы об угоне белогвардейцами п/х «Монгугай», «Эльдорадо», «Защитник», «Пушкарь» в п. Гензан и п/х «Взрыватель» в г. Шанхай за 1917-1924 годы (Оп. 78. Ед. хр. 4).

  Сметы, штатные расписания ДВМП и подведомственных предприятий.

Версия для печати
Ф. Р-356, 2299 ед. хр., крайние даты: 1913, 1916-1992. Оп. 1-4, 6, 5 НТД, 7, 9-18, 20-27, указатель к описям 1-24

  10 мая 1896 года император Николай II утвердил положение о строительстве коммерческого порта в бухте Золотой Рог 1 . В этом же году начались строительные и изыскательские работы. В 1898 году был сооружен каменный пакгауз, построены несколько административных и жилых домов, железнодорожные пути к причалам и складам, мощеные дороги. Руководил всей работой Временный комитет по заведыванию Владивостокским коммерческим портом во главе с военным губернатором Приморской области. В 1899 году строительство порта было завершено.

  До окончания сооружения коммерческого порта сам порт, плавсредства, закупленные для его эксплуатации, строительные механизмы находились в ведении Уссурийской железной дороги, и само строительство велось на деньги Министерства путей сообщения.

  В конце 1898 - начале 1899 года состоялась передача коммерческого порта, всех построек, плавсредств в ведение Министерства внутренних дел, которое занялось эксплуатационной деятельностью порта 2 .

  В целях развития порта, превращения его в крупнейший торговый перевалочный центр на Дальнем Востоке, в 1908 году правительство принимает решение о передаче его из Министерства внутренних дел в Министерство торговли и промышленности. В феврале  1909 г. правительство утверждает новые «Правила о порядке заведования Владивостокским торговым портом», по которым порт назван торговым, а не коммерческим 3 .

  В 1913 году порт имел 14 причалов, пакгаузы и навесы площадью 33500 кв. м., 2 плавучих крана грузоподъемностью 60 т и 40 т. Во время Первой мировой войны деятельность Владивостокского торгового порта оказалась совершенно иной, характер и объем перевозок потребовал расширения порта. В 1915 году построено 12 новых причалов. Ледоколы «Добрыня Никитич» и «Казак Поярков» обеспечивали работу порта круглый год. В годы гражданской войны и интервенции порт меньше пострадал, чем флот, ему удалось сохранить свои ледоколы, катера, инвентарь. С приходом советской власти Владивостокский торговый порт был подчинен финансовому отделу Губвоенревкома, в ноябре 1922 г. переходит в ведение Уссурийской железной дороги, в 1923 году подчинен Наркомату путей сообщения СССР 4 .

  С образованием в январе 1931 г. Наркомата водного транспорта СССР торговый порт перешел в его ведение. Управление Владивостокского торгового порта было переименовано в управление Главного Владивостокского торгового порта и состояло из отдела эксплуатации, судомеханического отдела, отдела кадров, отдела портового надзора, финансово-учетного отдела, отдела материального снабжения, отдела рабочего снабжения, планового отдела, мобилизационного отдела, отдела охраны, политотдела, управления делами.

  С 1936 по 1946 годы Владторгпорт находился в подчинении Наркомата морского флота СССР, с 1946 года - Министерства морского флота СССР. С 1953 по 1954 годы Владторгпорт находился в подчинении Министерства морского и речного флота СССР, с 1955 по 1957 годы - Министерства морского флота СССР, с 1957 года - Министерства морского флота СССР и Дальневосточного морского пароходства.

  В 1937 году из состава Владторгпорта выделен Владивостокский морской рыбный порт. При управлении порта была организована коммерческая служба; три эксплуатационных района, портофлот, авточасть, грузовой отдел, в состав которого входил морской вокзал.

  В середине 60-х годов введен в эксплуатацию грузопассажирский район, построены заново сухогрузные причалы, новые склады, центральные механические мастерские, в 70-е годы сооружены новые лесные и универсальные причалы. Порт специализируется преимущественно на каботажных перевозках Камчатского, Арктического и Чукотско-Анадырского направлений.

  С вручением 18 августа 1984 года Владморторгпорту ордена Ленина порт переименован во Владивостокский ордена Ленина морской торговый порт Дальневосточного орденов Ленина и Октябрьской революции морского пароходства.

  На основании решения конференции трудового коллектива (протокол от 23 июля 1992 г.) Владивостокский морской торговый порт был преобразован в акционерное общество открытого типа «Владивостокский морской торговый порт» и выделился из состава ДВМП.

  Основные функции порта состоят в наблюдении за состоянием акватории и территории порта, обеспечивающих ввод и вывод судов, в организации грузовых работ, складских и транспортно-экспедиторских операций, эксплуатации подсобных предприятий и служебно-вспомогательного флота.

  Документы АООТ «Владивостокский морской торговый порт» на государственное хранение не поступали.

  Документы Владивостокского торгового порта за 1905-1921 годы находятся также на хранении в РГИА ДВ (Ф. 487).


1   Приморский край. Краткий энциклопедический справочник. Владивосток. Изд-во ДВГУ, 1997. С. 87
2   В. Бянкин. В дальневосточных морях. Дальиздат. Владивосток, 1981. С. 206

3   Приморский край. Краткий энциклопедический справочник. Владивосток. Изд-во ДВГУ, 1997. С. 87
4   Там же. С. 87-88

  Декрет СНК от 8 февраля 1918 г. о национализации торгового флота (Копия) (Оп. 1. Ед. хр. 146).

  Приказы, постановления, распоряжения, циркулярные указания Наркомата путей сообщения СССР, Министерства морского флота СССР (Копии). Приказы и распоряжения начальника порта по основной деятельности. Распоряжения капитана порта по портнадзору и лоцманской службе.

  Протоколы производственных совещаний, диспетчерских заседаний, заседаний совета НТО. Стенограммы технических конференций.

  Пятилетние планы развития порта. Промфинпланы, производственные планы, планы погрузоразгрузочных работ, доходов и расходов, капитального строительства, планы по труду. Планы работы портофлота поместным перевозкам.

  Штатные расписания.

  Отчеты по основной деятельности, о выполнении планов погрузо-разгрузочных работ, движении судов, по кадрам. Обзоры и анализы работы порта. Статотчеты о механизации погрузо-разгрузочных работ, о выполнении заданий по экономии топлива, теплоэнергии и электроэнергии, плана улучшений условий труда, о движении судов, грузов, пассажиров, о пострадавших при несчастных случаях, связанных с производством.

  Исторический очерк развития Владивостокского торгового порта с 1860 по 1920 годы и доклад управления порта от 4 декабря 1923 г. о деятельности порта с 1861 по 1923 год (Оп. 23. Ед. хр. 1). Диаграмма грузооборота порта за 1908 - 1921 годы (Оп. 26. Ед. хр. 1а).

  Документы по организации соцсоревнования; общественным смотрам; состоянии и организации труда, внедрении комплексной механизации. Колдоговоры и документы по их выполнению. Документы по рационализации и изобретательству.

  Сведения о гражданских сооружениях и состоянии жилых помещений.

  Судовые журналы ледокола «Добрыня Никитич» за 1916-1938 годы.

  Научно-техническая документация (Оп. 5 НТД).

Подписка на Морской