Вы здесь
Учреждения религиозных культов
Основан в 1811 г. в местности Ага Агинской степной думы Нерчинского уезда Забайкальской области. Его тибетское название "Дичин Лхундублинг". Кирпичное здание.
В начале XIX в. были построены 4 сумэ: Аюши, Майдари, Гунрик и Арьябала.
По отчету 1831 года было 2 гэлуна, 15 гэцулов и 53 хуварака.
Приход состоял из представителей 8-ми Хоринских родов. Количество прихожан по родам составило: бодонгут-1181 муж. и 1276 жен., шарайт-904 муж., 901 жен., хубдут-931 муж. и 943 жен., цаган-666 муж. и 649 жен., харгана-248 муж. и 224 жен., барун хуацай-642 муж. и 671 жен., хальбин -141 муж. и 127 жен.
Общее количество прихожан составило 4447 мужчин и 4516 женщин. Всего 8963 души.
Постановлением Президиума ЦИКБМАССР от 16 июня 1934 г. за N 131/11. 4 сумэ ликвидированы и переданы на культурные нужды. Само здание главного дацана сохранилось.
Предписания хамбо-ламы.
Донесения ширетуя о заболевании скота чумой. Описи движимого и недвижимого имущества. Списки избирателей дацана.
Журналы исходящих бумаг.
Документы фонда на старомонгольской письменности.
Точная дата основания дацана в документах отсутствует, по хронике Вандана Юмсунова основан в 1795 г. (по другим источникам-в 1775 г.), на левом берегу реки Алан, впадающей в реку Ана. Его тибетское название Дичин Лхундублинг.
Перестроен в 1808 г. согласно Указа Иркутского гражданского губернатора от 9 мая 1805 г. за N 1661. В 1811 г. дацан сгорел и был заменен первым каменным зданием. В эти же годы были сооружены два небольших деревянных сумэ: Хурдэ и Докшит, а в 1830 г. появились еще два: Димчик и Аюши.
На 1 января 1833 г. было лам комплектных-1, некомплектных-1, уваши-4, хувараков-81.
Число прихожан составило 2524 мужчин, 2604 женщин.
Постановлением Президиума ЦИК БМАССР N 89 от 27 января 1937 г. дацан был закрыт, а здание передано Хоринскому аймисполкому для использования под культурные нужды местного населения.
Приговоры прихожан о выборе доверенных.
Сведения об урожаях с посевных площадей.
Списки инородцев, постоянно живущих при дацане. Переписка Бандидо-хамбо ламы с Хоринской степной думой о землевладениях дацана, об отводе земли дацану.
Обращение бурятско-калмыцкого комитета о целях и задачах комитета.
Документы фонда на старомонгольской письменности.
Основан в 1824-1825 гг. Находился у речки Шулута, недалеко от села Ацагат (современного) Заиграевского района.
Кроме соборного храма, в дацане были построены и сумэ.
В 1840 г. в дацане числилось 17 лам, в 1241 г.-28 лам и хувараков, из них 1-комплектный лама, 21-служивых и 6 хувараков. Территория прихода дацана простиралась от восточных границ г. Верхнеудинска, местности Дабата, далее по обеим берегам реки Уды вплоть до р. Кодун. Ликвидирован 15 августа 1936 г. постановлением Улан-Удэнского городского совета.
Циркуляры, предписания военного губернатора Забайкальской области о порядке наделения земельными участками дацанов, об административном переустройстве бурят, о разрешении печатать буддийские книги с дощечек (ксилографических) при всех дацанах, сборе средств для обновления буддийских экспонатов в Читинском музее.
Предписания Хоринской степной думы, хамбо-ламы о сборе пожертвований в пользу раненных солдат в 1915 г., о наделении землей бурят ламаистского духовенства, об организации молебна в дацанах по поводу отправки бурят на тыловые работы в 1916 г., об обязательном знании ширетуем и ламами русского языка.
Протокол съезда представителей дацанов Забайкалья от 3 февраля 1916 г.
Договор лам об аренде дацанских земель от 5 февраля 1916 г.
Рапорты, ведомости о сборе пожертвований в пользу голодающих.
Приговор общественного собрания инородцев Хоринского ведомства о ремонте дацана в связи с приездом наследника престола цесаревича Николая в 1891 г.
Копия сопроводительного письма военного губернатора цанит-хамбо Агвану Доржиеву о разрешении открыть типографию при дацане для печатания тибетских и монгольских книг.
Переписные листы первой всеобщей переписи населения в 1895 г.
Списки лам.
Документы тибетской медицинской школы: приходные книги, книги учета проданных тибетских лекарств, журналы входящих и исходящих бумаг.
Документы фонда на старомонгольской письменности.
Основанный в 1743 г. Ацайский дацан "Тубдэн Даржилинг" Селенгинского ведомства Иркутской губернии сгорел, и в 1787 г. Указом Иркутского наместнического правления утверждена постройка одного дацана вместо двух сгоревших. Он был построен на берегу р. Аца с северной стороны Гусиного озера.
На территории дацана в разные годы были сооружены 9 сумэ.
К приходу дацана относились роды: атаган, чино, олзон, харанут, бумал и подгородный.
В 1835 г. в дацане числилось 14 комплектных лам, а к 1843 г. количество лам увеличилось до 18 комплектных, 20 казачьих лам и 10 хувараков.
Постановлением Президиума ЦИК БМАССР N 30 от 28 мая 1935 г. дацан ликвидирован. К 1945 г. все здания были снесены и переоборудованы.
Указы, постановления Иркутского губернского правления.
Циркуляры, предписания и переписка хамбо-ламы с ширетуями.
Годичные отчеты.
Сведения о доходах и расходах дацана, благотворительной деятельности, рождаемости и смертности населения, об издательской деятельности.
Ведомости о количестве бурханов.
Списки лам, хувараков, прихожан.
Описи имущества дацана, приходно-расходные книги.
Документы фонда на старомонгольской письменности.
Основан в 1757-1760 годы. По отчету 1873 года, кроме главного дацана, насчитывалось еще 17 малых сумэ.
К приходу дацана, по сведениям 1873 года, относились представители 2-го и 3-го Табангутского родов и казаки 1-го и 6-го полков 1-ой, 2-ой, 6-ой сотен.
Всего прихожан составляло 1317 мужчин и 1311 женщин.
Постановлением Президиума ЦИК БМАССР N 56 от 16 апреля 1936 г. дацан ликвидирован. К 1945 г. все здания были снесены и переоборудованы.
Постановления, распоряжения, инструкции Центрального совета буддистов и Хидского совета.
Описи имущества дацана и лам.
Книги записей приношений верующих.
Послужные списки лам и хувараков.
Приходно-расходные книги
Документы фонда на старомонгольской письменности.
Основан в 1802 г. в местности Жаргаланта Цаган нуга на реке Онон Нерчинского уезда согласно разрешения Нерчинского земского суда на имя князя Гантимурова. Заново построен в 1880 г. согласно разрешения Министерства внутренних дел.
К концу XIX в. штат состоял из 1 ширетуя, 2 гэлунов и 1 банди.
Прихожан, по сведениям 1890 г., составляют тунгусы: гуновского рода-298 мужчин и 267 женщин, баликагирского рода-46 мужчин и 30 женщин.
Дата ликвидации в документах отсутствует.
Циркулярные предписания хамбо-ламы о проведении молебствия, представлении отпуска, сборе пожертвований в пользу больных и раненых воинов, ремонте дорог, представлении отчетов.
Отчеты и доклады о движимом и недвижимом имуществе.
Сведения о постройке и штате дацана, границах прихода.
Ведомости о доходах и расходах.
Список книг.
Журналы исходящих и входящих бумаг.
Документы фонда на старомонгольской письменности.
Датой основания дацана можно считать по хронике В. Юмсунова-1741 г. Имеются и другие даты основания у различных авторов. В хронике Ломбо-Цыренова указано, что в 50-х годах XVIII в., вскоре после основания войлочного дугана, был построен Гусиноозерский дацан "Даши Гэдэн Даржайлинг" на западной стороне Гусиного озера у горы Цокто Хонгор.
Родовой состав дацана составлял: атаганов-95 душ, подгородного -376, удзонов-77, хатагинов-368, бабай-хурамши-125, бумал-готол -212, харанутов-70, шоно-210.
первой трети XIX в. в дацане было 17 сумэ. В 1861 г. открыта собственная богословская школа.
Постановлением Президиума ЦИК БМАССР N 4 от 13 января 1938 г. дацан закрыт.
Указы Забайкальского областного управления Бандидо-хамбо ламы Восточной Сибири об освобождении от ясака лиц, вступивших в хувараки.
Постановление о выборе депутата от ламского духовенства в Сенат и Государственную думу.
Распоряжения, циркуляры о перемещении лам, наборе хувараков-послушников в дацанские школы, о чужестранных ламах, прибывающих в Россию, запрещении проживания в дацане нештатных лам, сборе средств в пользу женской гимназии в Чите, запрещении принесения в жертву животных при богослужениях.
Протокол съезда представителей дацанов Забайкальской области /1841/.
Протоколы общебурятского съезда.
Штаты и положение ламаистского духовенства Восточной Сибири.
Отчеты дацанов о доходах, имуществе, количестве лам, прихожан-верующих.
Список дацанов Верхнеудинского и Иркутского округов.
Именные и послужные списки лам Гусиноозерского и остальных 34 дацанов Восточной Сибири, хувараков-учащихся при Гусиноозерском дацане; посемейный список казаков ламайского вероисповедания Забайкальского казачьего войска, список лиц, пожертвовавших для постройки нового дацана у Гусиного озера(1852); список членов общества "пожертвовавших на нужды войны".
Книги записей денежных средств, израсходованных на постройку Гусиноозерского дацана (1840); для записи пожертвований (1858).
Переписка Бандидо-хамбо ламы с военным губернатором Забайкальской области о приобретении статуй богов, изображений Будды, об освобождении монахов, учеников духовных школ от призыва на военно-тыловые работы (1916), с дацанами о розыске лам.
Дела об утверждении, перевыборах, увольнении штатных лам, строительстве Гусиноозерского дацана (1842), ремонте дацанов и сумэ; о заведении метрических книг по дацанам, метрические выписки; о торжественном богослужении 26 августа 1912 г. вдень столетия Отечественной войны 1812 г., о совершении молебствия в дацанах Забайкальской области по случаю принятия императором Верховного главнокомандования над войсками (1915). Дела о сборе пожертвований в пользу комитета императрицы Елизаветы Федоровны на нужды войны (1915); о пожертвованиях дацана на строительство мужской гимназии, пожертвованиях беднейшим казакам; об открытии при дацанах министерских школ; о назначении вероучителей в инородческих училищах, о тибетском лекаре Гысун Гандане, об отправке в Москву на этнографическую выставку национальных костюмов, о свободном пропуске из Китая бурханов, книг и пр.
Журналы входящих и исходящих бумаг.
Документы Фонда на старомонгольской письменности, частично на русской.
1 марта 1826 г. был сооружен деревянный сумэ-бумхан и в 1842 г. он вошел в число 150 дуганов, построенных в Восточной Сибири. По приговору Агинской степной думы от 5 июля 1891 г. сюда был перевезен дом, где останавливался цесаревич, внутри которого были установлены изображение Будды и портрет цесаревича Николая, и проводились молебствия.
В 1907 г. по ходатайству прихожан было получено разрешение на постройку каменного 2-х этажного здания, и в 1913 г. был сооружен кирпичный дацан.
Штат дацана состоял из 1 ширетуя, 4-х штатных лам.
Дата ликвидации в документах отсутствует.
Краткая история дацана. Приговор о наделении землей.
Сведения о наличии домов, амбаров, сараев, принадлежащих ламам, подоходных налогах, наличии скота. Списки лам на 23 августа 1933 г.
Основан в 1810 г. в местности Иро Селенгинского ведомства Иркутской губернии. Его тибетское название "Чойдон Даржилинг".
В первой трети XIXb. было построено 10 сумэ: Найдан, Димчик, Шакъямуни, Оточи, Аюши, Дараэхэ, Номун сахюсан, Сундуй, Вирозана, Арьябала. Войлочные дуганы были заменены деревянными зданиями.
Прихожане дацана относились к шести предбайкальским родам: готол-бумал, харанут, алагуй, бабай-хурамша, олзон, чоно.
Постановлением N 56 Президиума ЦИК БМАССР от 16 апреля 1936 г. дацан ликвидирован.
Инструкции и постановления Центрального совета по делам буддистов.
Постановления Хидского совета.
Распоряжения Бандидо-хамбо ламы.
Списки лам.
Описи имущества дацана.
Журналы исходящих и входящих бумаг.
Документы фонда на старомонгольской письменности.
Основан в 1756 или 1758 г. на южном склоне горы Челсана на р. Кудун. Точная дата основания в делах отсутствует. Тибетское его название "Даши Лхумбулинг".
По отчетам 1831 г. имелись 3 сумэ: Аюши, Оточи и Хурдэ.
Штат состоял из 5 галунов, 17 гэцулов и 58 хувараков.
В приходе дацана поданным 1877-1878 гг. проживали представители 10-ти родов: галзут, худай, хальбин, барун-хуасай, барун-харгана, батнай, хубдут, шарайт, зун харгана, бодонгут. Прихожан было 7409 душ, из них мужчин-3714, женщин-3695.
Дацан ликвидирован Постановлением Президиума ЦИК БМАССР N 89 от 27 января 1937 г. К 1945 году все здания были снесены, переоборудованы и использовались под здание МТС и общественные здания колхоза "Комсомол".
Предписания хошунного совета, Центрального духовного совета.
Приговоры о покупке божества Майдари.
Годовые отчеты.
Ведомости о сборе налогов с лам.
Списки лам и хувараков с анкетными данными.
Заявления лам о добровольном выходе из дацанской общины.
Метрические книги о новорожденных, умерших, бракосочетавшихся.
Документы о выполнении трудовых повинностей, о сборе пожертвований в помощь больным и раненым воинам.
Журналы исходящих и входящих бумаг с кратким изложением содержания.
Документы фонда на старомонгольской письменности.
Основан в 1802 г. согласно разрешения Нерчинского земского суда в устье реки Зуткулей. Перевезен на другое место из-за частого наводнения согласно разрешения Военного губернатора Восточной Сибири от 18 августа 1850 г. за N 700. Старый дацан сгорел в 1864 г. и вновь сооружен в 1868 г.
Штат дацана состоял из 1 ширетуя, 2-х гэлунов и 1 банди.
Прихожан по сведениям 1872 г.-399 мужчин и 377 женщин.
Дата ликвидации в документах отсутствует.
Сведения о дацане, штате, библиотеке и богослужениях. Опись имущества дацана по состоянию на 28 мая 1931 г.
Утвержден Указом Иркутского генерал-губернатора за N 626 от 12 марта 1773 г. Построен в местности Галтай Хоринского ведомства Верхнеудинского округа на средства народа. Его тибетское название "Даши Чойнхорлинг". Точная дата основания в делах отсутствует.
В 1805 г. были построены два сумэ: Аюши и Гунрик, а в 1831 г.-Хангал и Хурдэ.
По отчету 1842 г. в дацане было 38 ученых лам.
К приходу дацана относились первоначально 8 хоринских родов, но с возникновением двух других дацанов: Хохюртайского и Цолгинского, на территории прихода остались 5 родов.
Дата ликвидации дацана в делах отсутствует.
Циркуляры, предписания губернатора, Бандидо-хамбо.
Годовые отчеты.
Ведомости о приходе, расходе и остатке денежных сумм.
Документы о предреволюционных и послереволюционных событиях в России и Забайкалье, о сборе денег в помощь голодающим России, пострадавшим от белогвардейцев и интервентов, на памятник Александру II и пр.
Документы фонда на старомонгольской письменности.
Основан в 1828 г., а утвержден только в 1853 г. согласно представления Бандидо-хамбы от 1842 г. в устье реки Хужиртай, притока Онона. Тибетское его название "Ганпил Дарбалинг".
Штат дацана состоял из 1 ширетуя, 1 гэлуна, 1 гэцула и 1 банди.
По сведениям 1890 г. было прихожан: тунгусов 296 мужчин и 305 женщин, казаков могойтуевской станицы-46 мужчин и 50 женщин, бурят Агинского ведомства по сведениям 1889 г: 281 мужчина и 290 женщин. Всего прихожан-623 мужчины и 645 женщин.
Приход дацана с запада по хребтам и рр. Жипкоши, Улалзатай, Хужартай и Алгалик.
Дело об истории дацана.
Основан в 1830 г. на основании общественного приговора на добровольные пожертвования народа.
По отчету 1842 г. числилось в дацане 32 ученых ламы, а по отчету 1873 г. было 2 сумэ.
Списки лам с указанием возраста и года посвящения.
Документы фонда на старомонгольской письменности.
Основан в 1828 г. в устье реки Цугол, притока р. Онона. Утвержден в 1832 г. Указом Иркутского губернского правления от 18 февраля 1832 г. за N 1688.
По отчету 1831 г, было 34 ламы.
В 1869 г. открыта школа мамба-школа индо-тибетской медицины.
Была своя печатня-издавались книги и брошюры на монгольском языке.
Дата закрытия дацана в делах отсутствует.
Приговоры о наделении дацана землей. Список лам и хувараков (1831).
Описи имущества дуганов в связи с передачей жилых строений воинской части.
Прошения мирян о богослужениях.
Документы об уплате налога.
Документы фонда на старомонгольской письменности.
Основан в 1827 г. у реки Улзытэ, притока реки Чесана в Хоринском ведомстве Верхнеудинского округа. Его тибетское название "Гэндэн Чоймпиллинг".
К 1831 г. были построены 9 сумэ: Хурдэ, Майдари, Гунрик, Димчок, Арья-бала, Очирвани, Оточи, Табун-хаан.
К приходу относились роды: зун кубдут, батнай, хальбин, харгана и др.
Постановлением N 7 от 31 июля 1938 г. Президиума ЦИК БМАССР Чесанский дацан ликвидирован.
Распоряжения Военного губернатора Забайкальской области об утверждении штатных лам, постройке и ремонте дацана и сумэ.
Сведения о количестве прихожан, границах прихода.
Журналы исходящих и входящих документов с кратким изложением содержания.
Годовые отчеты.
Списки лам и хувараков.
Метрические книги.
Документы фонда на старомонгольской письменности.
Основан в 1826 г. по ходатайству мирян на добровольно собранные пожертвования народа на правой стороне реки Эгетуй. Его тибетское название "Дамчой Рабжайлинг".
Рядом с дацаном были сооружены 4 сумэ: Хурдэ, Майдари, Аюши, Дара-эхэ.
Числилось 41 ученых лам.
Ликвидирован постановлением N 425 от 22 декабря 1937 г.
Постановлением Еравнинского аймачного РКП/б/ от 5 марта 1938 г. возбуждено ходатайство об установлении колхозного театра в здании дацана и передачи ему всего имущества бывшего Эгетуйского дацана.
Распоряжения об отводе земель для хозяйства дацана, порядках печатания религиозных книг, посадке лекарственных растений, нормах поведения лам.
Планы отведенных земель, проекты предполагаемых к постройке новых сумэ, план дацана.
Ведомости о количестве прихожан с указанием местожительства, метрические книги о новорожденных, умерших, бракосочетавшихся.
Приговоры о перестройке дацана, об избрании должностных лиц, списки душ мужского и женского пола по разным родовым управлениям.
Сбор средств среди населения в пользу Иркутской и Читинской гимназий, для закупки "Ганчжура" в Китае, на строительство памятника Муравьеву, сообщения ширетуя о наличии шрифтов для 10-ти наименований книг (ксилографических печатных досок), об упорядочении сверхштатных лам, о подборе одного ламы и наборщика для Владивостокского восточного института и т.д.
Документы фонда на старомонгольской письменности.
Основан в 1831 г. войлочный дуган "Даши Ширбублин" в урочище Янгажино Селенгинского ведомства Иркутской губернии. Разрешение на строительство деревянного дацана с 4-мя сумэ получено от Иркутского гражданского губернатора 5 февраля 1832 г. Главный дацан построен в 1834 г. Было 8 сумэ: Гунрик, Догшит, Дуйнхор, Арья-бала, Дара-эхэ, Май-дари, Абида и Лхамо.
Постановлением ЦИК БМАССР от 13 января 1938 г. Янгажинский дацан был ликвидирован. Решением заседания Совнаркома Бурятской АССР от 12 июля 1940 г. все жилые помещения переданы в распоряжение Иволгинского аймсовета для использования под квартиры, а дуганы-под культурно-просветительские учреждения, за исключением главного дацана.
Предписания военного губернатора Восточной Сибири о выборах духовных лиц, утверждении в должности, запрещении религиозной деятельности лам иностранного происхождения. Предписания Бандидо-хамбо о запрещении бродяжничества лам, сборе денег на поездку хамбо на коронацию царя.
Предписания Центрального совета по духовным делам буддистов БМАССР о сборе средств для отправки представителей к Далай-ламе в Тибет.
Приговоры о неупотреблении спиртных напитков на свадьбах и цагалгане.
Постановления по сбору средств в пользу семей солдат, раненых.
Обращения Петроградского духовного комитета к народу в связи с Февральской революцией 1917 г.
Протоколы общего собрания лам.
Списки лам-обновленцев и консерваторов.
Тезисы доклада Ербанова М. Н. "О проработке и проведении в жизнь решений ЦК ВКП/б/" (1929).
Годовые отчеты.
Журналы исходящих и входящих бумаг.
Книги доходов и расходов.
Ведомости о количестве новорожденных, умерших, бракосочетавшихся и оспопривитых.
Документы фонда на старомонгольской письменности.
Построен в 1741 г. Закрыта 1929-1930 гг.
Указы Духовной консистории.
Отчеты о числе родившихся, бракосочетавшихся и умерших, о жаловании священников.
Сведения о церквях, их убранстве и подчинении. Метрические книги.
Дела о строительстве монастырей, о крещении бурят, о правонарушениях, по учету прихода, расхода и остатка денежных сумм.
Клировые ведомости.
Монастырь основан по поручению патриарха Иоакима и Указа Тобольского митрополита Павла в 1681 г. Игумену Феодосию было поручено "принять в свое владение все церкви и священнослужителей, существующих в даурских степях".
Монастыри, давая поселившимся на их землях крестьянам ссуду хлебом, скотом, деньгами и прочим, заставляли обрабатывать за это монастырскую землю, пасти скот, ловить рыбу, варить соль и т.д. Монастыри селили на своих землях "новокрещенных иноземцев" бурят и эвенков. Закрыт в 1920 г.
Указы и грамоты Сената и Синода, Иркутской духовной консистории, Селенгинского Троицкого монастыря.
Сведения об истории создания монастыря, о праве владения землями и рыбными промыслами, о количестве скота, о служителях монастыря, о посольстве в Китае и российских православных церквях в Пекине, о распространении христианства среди бурят.
Ведомости прихода и расхода денежных сумм, о взыскании долговых денег, сборе налогов, подушного сбора, о числе крестьян, о пахотных землях, хлебных запасах.
Дело об открытии приходского училища при монастыре.
Ревизские сказки. Епитимий монастыря.
Докладные записки об образовании вотчин в Сибири.
Опись движимого и недвижимого имущества монастыря. Книги выдачи жалования служителям монастыря, записи пожертвований, регистрации брака.
Рапорты о семейских старообрядцах.
