Вы здесь

Жандармские полицейские управления железных дорог

Версия для печати

В 1840-х гг. полицейский надзор за строительством и эксплуатацией железных дорог осуществлялся жандармскими эскадронами и командами, находившимися в непосредственном подчинении Министра путей сообщения. В 1860-х гг. жандармские эскадроны и жандармские команды были преобразованы в управления.

«Положение о полицейских управлениях на Санкт-Петербургско-Варшавской и Московски-Нижегородской железных дорогах» было утверждено 27 июля 1861 г.

Это было первое Положение о жандармско-полицейских управлениях на железных дорогах, согласно которому на них возлагались функции наблюдения за точным исполнением рабочими и подрядчиками их взаимных обязательств, обеспечение сохранности имущества и порядка на железнодорожных станциях, рассмотрение жалоб рабочих, подрядчиков, служащих, проезжающих и проживающих на железных дорогах, контроль за паспортами. На этот момент полицейские управления подчинялись Министерству путей сообщения через инспекторов соответствующих дорог.

В 1866 г. полицейские управления на железных дорогах стали называться жандармско-полицейскими управлениями железных дорог, а в декабре 1866 г. все полицейские управления были изъяты из ведения Министерства путей сообщения и полностью подчинены шефу жандармов по закону «Об обязанностях и подчинении жандармских полицейских управлений железных дорог». В январе 1867 г. по приказу № 6 по Корпусу жандармов все жандармские части и управления на железных дорогах были подчинены ему. Права и обязанности ЖПУ железных дорог были расширены, они должны были исполнять обязанности общей полиции, пользуясь всеми присвоенными ей правами. Район действия ЖПУ железных дорог простирался на всю территорию, отведенную под железные дороги, на все находившиеся на этой полосе постройки и сооружения. Они занимались «охранением внешнего порядка, благочиния» и общественной безопасности в районе действия ЖПУ железных дорог. Законом от 19 мая 1871 г. был закреплен порядок действий чинов ЖПУ железных дорог по расследованию «преступлений» и «проступков» общего характера, в районе действия ЖПУ железных дорог. Вплоть до 1906 г. ЖПУ железных дорог были отстранены от политической деятельности и не принимали непосредственного участия в производстве дознаний по государственным преступлениям, в политическом розыске и наблюдении. Только в 1906 г. в связи с дальнейшим ростом революционного движения и активным участием в нем рабочих и служащих на железных дорогах, правительство привлекает ЖПУ железных дорог к деятельности, направленной на борьбу с революционными выступлениями. Приказом от 28 июля 1906 г. № 145 на чинов ЖПУ железных дорог были возложены обязанности производства дознаний о всех «преступных действиях» политического характера, совершенных в полосе отчуждения железных дорог.

При производстве дознаний начальники ЖПУ железных дорог подчинялись начальникам местных губернских жандармских управлений. На железных дорогах был создан также секретно-агентурный надзор, что обязывало ЖПУ железных дорог иметь собственную секретную агентуру.

Версия для печати
Ф. 74, 7 оп., 883 ед. хр., крайние даты: 1884-1917.

Московско-Ростовское жандармское полицейское управление железных дорог. Москва. 1870–1873.

Московское жандармское полицейское управление железных дорог. Москва. 1873–1897.

Московско-Архангельское жандармское полицейское управление железных дорог. Москва. 1897–1917.

В ведении управления находились Московско-Ярославско-Архангельская ж.д. с ветвями: на Киржач, Кострому, к Рыбинску, Юрьев-Польскому, Мытищам и линии от ст. Новки до ст. Кинешма и от ст. Нерехта до ст. Ермолино с Тейковским подъездным путем.

Документы по Юрьевскому, Даниловскому, Сергеевскому, Киржачскому, Савеловскому, Шуйскому, Александровскому, Архангельскому и Котельническому отделениям.

Приказы и циркуляры Штаба отдельного корпуса жандармов и Департамента полиции по наблюдательной и розыскной деятельности, об осуществлении надзора за политическими и общественными выступлениями, розыскные циркуляры, циркуляры о секретных сотрудниках, утративших доверие.

Переписка по борьбе с революционным движением, в том числе в 1905–1907 гг., списки членов стачечных комитетов, агитаторов и руководителей забастовок, материалы по наблюдению за деятельностью Всероссийского железнодорожного союза; сведения о проведении мероприятий по ликвидации повреждений железнодорожных путей, о служащих железных дорог, об обеспечении безопасности следования царских поездов, переписка по борьбе со шпионажем.

Версия для печати
Ф. 75, 5 оп., 439 ед. хр., крайние даты: 1897-1917.

В ведении управления находились Рязанско-Уральская ж.д. от Москвы до Камышина с ветвями к ст. Елец, Астапово, Рязань, Бенкендорф-Сосновка, и линия Астапово-Смоленск; Сызрано-Вяземская ж.д. Документы по Бирюлевскому, Ельнинскому, Московско-Веневскому, Пензенскому и Раненбургскому отделениям.

Циркуляры Штаба Отдельного корпуса жандармов, Департамента полиции об охране железных дорог, мостов, императорских поездов, грузов, содержащих ценности, о проверке политической благонадежности рабочих и служащих железных дорог, об их участии в революционных событиях 1905–1907 гг., о мерах борьбы с первомайскими выступлениями и выступлениями в связи с годовщинами отмены крепостного права (19 февраля 1861 г.), о постановке розыскного дела и организации секретной агентуры, розыскные циркуляры, документы о деятельности РСДРП, эсеров, Бунда и других политических партий.

Отчеты начальников отделений о работе секретных агентов, выписки из дневников с агентурными сведениями о деятельности политических партий, Всероссийского железнодорожного союза, о подготовке III съезда Всероссийского железнодорожного союза, о деятельности Московского отделения ЦК кадетской партии, журналы заседаний Особого комитета по чрезвычайной охране, финансовая отчетность; акты заседаний комиссии для рассмотрения дел рабочих и служащих Рязано-Уральской ж.д. – участников декабрьской железнодорожной забастовки 1905 г.

Версия для печати
Ф. 76, 2 оп., 252 ед. хр., крайние даты: 1875-1917.

В ведении управления находилась линия Общества Московско-Киевско-Воронежской железной дороги. Документы по Брянскому, Малоярославецкому (Московскому), Мармыжскому отделениям.

Циркуляры Штаба отдельного корпуса жандармов, Департамента полиции по охране императорских поездов, железнодорожных путей, по организации секретной агентуры, о правилах перевозки войск, арестантов, о санитарных мерах в связи с инфекционными заболеваниями, о военном шпионаже, о мерах борьбы с распространением нелегальной литературы и ведением революционной агитации и пропаганды среди крестьян, интеллигенции, в военной среде, о проверке политической благонадежности служащих, об установлении негласного надзора, о деятельности политических партий (эсеры, социал-демократы, анархисты), профсоюзных организаций.

Отчеты начальников отделений по ведению политического розыска, переписка о надзоре за пленными, работающими на железной дороге, о расследовании происшествий на железной дороге; журналы заседаний Особого комитета по делам Чрезвычайной охраны, планы распределения войск на случай забастовки, списки служащих, участвовавших в революционных событиях, материалы по личному составу.

Циркуляры руководящего характера Штаба Отдельного корпуса жандармов и III Отделения с.е.и.в. канцелярии за 1875–1896 гг.

Версия для печати
Ф. 77, 5 оп., 1276 ед. хр., крайние даты: 1861-1917.

Московско-Брестское жандармское полицейское управление железных дорог. Москва. 1870–1873.

Минское жандармское полицейское управление железных дорог. Москва. 1873–1887.

Смоленское жандармское полицейское управление железных дорог. Москва. 1897–1902.

Московско-Рижское жандармское полицейское управление железных дорог. Москва. 1902–1917.

В ведении управления находились линии Александровской и Рижско-Орловской ж.д. Документы по Борисовскому (Минскому), Дриссенскому (Двинско-Витебскому), Жабинскому, Могилевскому, Можайскому, Рижскому, Смоленскому отделениям.

Циркуляры, приказы Штаба корпуса жандармов, Департамента полиции, начальника ЖПУ ж.д., переписка с начальниками отделений, рапорты начальников отделений, журналы постановлений Особого комитета по чрезвычайной охране железной дороги.

Сведения о политической благонадежности рабочих и служащих ж.д., унтер-офицеров ЖПУ ж.д. и населения в районе участка железной дороги, о мерах борьбы с забастовочным движением, особенно в период революции 1905–1907 гг., о деятельности партий эсеров, социал-демократов, анархистов, железнодорожного союза и др., о борьбе с выступлениями 1 Мая и в годовщину Ленских событий, с распространением нелегальной литературы; об охране царских поездов и железной дороги во время их следования, железнодорожных путей и железнодорожных сооружений в период первой мировой войны, об охране военных заводов, эвакуированного имущества, о хранении, перевозке мобилизационных документов, регистрации беженцев, военном шпионаже.

Личные дела служащих ЖПУ ж.д., материалы по строевой и хозяйственной части.

Версия для печати
Ф. 59, 2 оп., 760 ед. хр., крайние даты: 1875-1917.

Московско-Киевское жандармское управление железных дорог. Москва. 1868–1873.

Орловское жандармское полицейское управление железных дорог. Москва. 1873–1897.

Московское жандармское полицейское управление железных дорог. Москва. 1897–1917.

В ведении управления находились Московско-Курская ж.д., Московско-Нижегородская ж.д., Сормовский подъездной путь, Московско-Казанская ж.д., Волго-Бугульминская ж.д. и ж.д. Московского общества подъездных путей.

Документы по Коломенскому, Сасовскому, Рязанскому, Курскому, Богородскому, Владимирскому, Муромскому, Юрьевскому, Ярославскому, Московскому, Подольскому, Тульскому, Нижегородскому и Архангельскому отделениям. Циркуляры Штаба отдельного корпуса жандармов, Департамента полиции по охране императорских поездов, железнодорожных путей и сооружений в военное время, о порядке охраны ценных грузов, перевозке беженцев, борьбе с шпионажем, об использовании труда военнопленных; об организации секретной агентуры, о наблюдении за политически неблагонадежными лицами, о розыске и мерах борьбы с распространением и перевозкой нелегальной литературы, организацией забастовок на железных дорогах, первомайскими демонстрациями с приложением материалов о деятельности партий РСДРП, эсеров, Бунда, кадетов, Всероссийского железнодорожного союза, «Союза Союзов», масонов, земских организаций. Списки служащих железных дорог, принимавших участие в революционных событиях 1905–1906 гг., материалы дознаний на служащих железных дорог, схемы и описания местностей вблизи железных дорог, журналы входящей и исходящей корреспонденции.

Версия для печати
Ф. 128, 2 оп., 101 ед. хр., крайние даты: 1901-1917.

Петербургско-Виндавское жандармско-полицейское управление железных дорог. Санкт-Петербург. 1901–1914.

Петроградско-Виндавское жандармское полицейское управление железных дорог. Петроград. 1914–1917.

В ведении управления находились линии Общества Московско-Виндавско-Рыбинской железной дороги. Документы по Великолуцкому, Волоколамскому, Рыбинскому, Старорусскому отделениям, а также по части секретаря.

Циркуляры Штаба Отдельного корпуса жандармов, Департамента полиции об усилении борьбы с военным шпионажем, о секретных сотрудниках, не заслуживающих доверия, о принятии мер к повышению нравственности жандармских офицеров, о розыске политически неблагонадежных лиц, о деятельности партий РСДРП, эсеров, Всеобщего еврейского союза в Литве, Польше и России, социалистической еврейской рабочей партии, партии анархистов, народных социалистов, кадетов, Союза народной мести, революционных организаций в Финляндии, о создании Новой партии «репрессистов», действовавшей среди железнодорожных служащих, о деятельности Всероссийского железнодорожного союза по организации стачечного движения в 1905 г.

Распоряжения Петербургско-Виндавского ЖПУ железных дорог по наблюдению за иностранными подданными, о прекращении продажи спиртных напитков во время прибытия воинских эшелонов, по вопросам перевозки воинских частей, материалы по личному составу; переписка, счета, расписки, связанные с содержанием, питанием, дрессировкой полицейских собак.

Версия для печати
Ф. 126, 2 оп., 163 ед. хр., крайние даты: 1874-1917.

Жандармское полицейское управление Николаевской и Московско-Нижегородской железных дорог. Санкт-Петербург. 1861–1873.

Петербургское жандармское управление железных дорог. Санкт-Петербург. 1873–1914.

Петроградское жандармское полицейское управление железных дорог. Петроград. 1914–1917.

В ведении управления находились Николаевская железная дорога и отдельные участки Северных железных дорог. Документы по Бологовскому, Валдайскому, Вологодскому, Вяземскому, Котельническому, Молодечненскому, Московскому, Петроградскому, Тверскому и Шуйско-Кинешемскому отделениям.

Циркуляры Штаба отдельного корпуса жандармов, Департамента полиции, Петроградского ЖПУ ж.д. Московского охранного отделения по охране императорских поездов, железнодорожной линии и сооружений в военное время, о конвоировании военнопленных, военном шпионаже, перевозке арестантов, организации секретной агентуры, наблюдении за политически неблагонадежными лицами, о мерах по борьбе с первомайскими выступлениями и выступлениями, связанными с годовщинами отмены крепостного права (19 февраля 1861 г.).

В переписке Петербургского ЖПУ ж.д. с Петербургским и Московским охранными отделениями имеются сведения о распространении нелегальной литературы, деятельности социал-демократов, эсеров среди рабочих Николаевской железной дороги в 1904–1917 гг., о революционной агитации среди солдат, отправляемых на фронт.

Журналы заседаний Особого Комитета при Николаевской железной дороге, рапорты унтер-офицеров о количестве военнопленных, работающих в районе станций, приказы по личному составу.

Версия для печати
Ф. 127, 2 оп., 998 ед. хр., крайние даты: 1879-1916.

Петербургско-Варшавское жандармское полицейское управление железных дорог. Санкт-Петербург. 1887–1907.

Жандармско-полицейское управление Северо-Западных железных дорог. Санкт-Петербург. 1907–1914.

Жандармско-полицейское управление Северо-Западных железных дорог. Петроград. 1914–1917.

В ведении управления находились линии Северо-Западной железной дороги, Петербургско-Варшавской железной дороги с ветвями: императорской и к Царскому Павильону; Балтийская и Псковско-Рижская ж.д. и подъездные пути. Документы по Вержболовскому, Виленскому, Воломинскому, Двинско-Витебскому отделениям.

Приказы и циркуляры Штаба отдельного корпуса жандармов и Департамента полиции о наблюдательной и розыскной деятельности, об организации паспортного контроля и надзора за «неблагонадежными» лицами, а также со сведениями о политических партиях. Розыскные циркуляры, приказы начальника ЖПУ ж.д. по личному составу, инструкции об обязанностях железнодорожных служащих и унтер-офицеров, еженедельные ведомости о происшествиях, переписка о борьбе со шпионажем, о разрешении въезда в Россию и выезда, а также о паспортном режиме в пограничных пунктах, сведения об инспекторских смотрах, о контроле за соблюдением таможенного устава и о мероприятиях по случаю начала первой мировой войны.

Сведения о забастовках 1905 г., описания и планы железных дорог, переписка по финансам и хозяйственным делам, личные дела чинов управления. Переписка о расследовании происшествий на железных дорогах и кражах, о проведении мероприятий по ликвидации повреждений железных дорог и об охране царских поездов.

Версия для печати
Ф. 767, 1 оп., 400 ед. хр., крайние даты: 1888-1917.

Рязанско-Уральское жандармское полицейское управление железных дорог. Саратов. 188?–1897. 

Тамбовско-Уральское жандармское полицейское управление железных дорог. Саратов. 1897–1917.

В ведении управления находились участки Общества Рязанско-Уральской ж.д. (от Тамбова до Уральска) с ветвями: от Иноковки до Инжавика, от Вертуновки до Беково, от Пензы до Балашова, от Аткарска до Вольска и Баланда, от Красного Кута до Астрахани с ветвями до Озера Эльтон и до р. Бузана, от Урбаха до Александрова-Гая, от Ершова до Николаевска-Уральска, а также Баскунчакская ж.д.

Распоряжения начальника ЖПУ ж.д. об организации работы управления, сведения по наблюдению за служащими железных дорог, материалы о проведении инспекторских смотров, переписка об охране царских поездов, охране железных дорог и сооружений, сведения о происшествиях и об эвакуации войск и перевозке беженцев, финансовая и хозяйственная документация. Переписка о сооружении новых линий железных дорог, об эпидемиях, о создании и деятельности при управлении кассы взаимопомощи нижних чинов. Циркуляры Департамента полиции и Штаба Отдельного корпуса жандармов об организации политического розыска, личные дела служащих.

Версия для печати
Ф. 495, 9 оп., 73 ед. хр., крайние даты: 1870–1917.

В ведении управления находились участки финляндских железных дорог от ст. Санкт-Петербург до ст. Гельсингфорс, Приморская ж.д., Ириновско-Шлиссельбургская ж.д., Соединительная линия между Имперскими и Финляндскими железными дорогами. В отличие от других ЖПУ ж.д. на финляндское возлагалась ответственность за таможенный осмотр провозимых грузов и паспортный контроль проезжающих граждан.

Циркуляры Департамента полиции о порядке провоза грузов и о наблюдении за проезжающими гражданами, розыскные циркуляры Департамента полиции, циркуляры Штаба Отдельного корпуса жандармов и инструкции о принятии мер по случаю первой мировой войны, предписания Департамента полиции о наблюдении за шпионами, приказы по Отдельному корпусу жандармов о порядке подчиненности состоящих в морских контрразведывательных отделениях офицеров Отдельного корпуса жандармов, о проверке почтовых вагонов. Постановление финляндского генерал-губернатора о порядке работы отделения на время объявления Финляндии на военном положении, о борьбе со спекуляцией.

Переписка о розыске разных лиц, о происшествиях на станциях, усилении надзора за пассажирами в связи с войной, документы по личному составу и по хозяйственной деятельности управления, обзоры финской печати за 1915 г., материалы о перевозе ценностей. Личные дела и послужные списки унтер-офицеров, описание участков железной дороги.

Подписка на Жандармские полицейские управления железных дорог