Вы здесь
Органы народного образования
Основан декретом от 8 июня 1898 г. и носил имя императора Николая II в память о том, что он передал на создание в Варшаве высшего учебного заведения технического профиля 1 миллион рублей, полученный им от жителей Царства Польского, пожелавших увековечить его пребывание на польской земле осенью 1897 г. В отличие от Императорского Варшавского университета, подчиненного Министерству народного просвещения и куратору Варшавского учебного округа, Варшавская «политехника» состояла в непосредственном ведении сначала Министерства финансов, а с 1905 г. – Министерства промышленности и торговли. В момент своего создания институт имел три отделения: механическое, химическое и инженерно-строительное, к которым в 1903 г. добавилось четвертое – горное. Уже в 1904/1905 учебном году число его студентов превысило тысячу человек, однако в результате событий революции 1905–1907 гг. количество слушателей резко уменьшилось и вновь достигло предреволюционного уровня лишь незадолго до начала первой мировой войны. До 1905 г. среди учащихся Варшавского политехнического института преобладали поляки, в последующие годы они остались в меньшинстве.
Варшавский политехнический институт работал до августа 1915 г., затем его персонал, учебные материалы и оборудование были эвакуированы сначала в Москву, а потом в Новочеркасск, Ростов-на-Дону и, наконец, Нижний Новгород, где они послужили основой для создания высшей технической школы. В Варшаве Политехнический институт уже в ноябре 1915 г. продолжил свою работу в условиях германской оккупации, без русских студентов и преподавателей.
Комплекс личных дел студентов, обучавшихся в Варшавском политехническом институте императора Николая II, за все время его существования. Дела в описи расположены по алфавиту студентов, без строгой классификации фамилий в пределах каждой буквы. Фамилии, имена и отчества воспроизведены полностью. Ко многим делам приложены фотографии. 1113 дел в 1963 г. были переданы в Польшу.
Первые мужские гимназии образованы в Царстве Польском в 1833 г. на базе прежних воеводских училищ. Начало последней крупной реорганизации системы просвещения в польских губерниях было положено серией указов, подписанных Александром II в 1864 г. Один из них, изъяв вопросы просвещения из ведения губернских властей, учредил в каждой из губерний Царства Польского учебную дирекцию.
После разукрупнения губерний в 1866 г. возросло и число учебных дирекций. Стоявшие во главе них директора подчинялись куратору Варшавского учебного округа, восстановленного после некоторого перерыва в 1867 г. Исключением из общего правила являлась Варшава, учебные заведения которой управлялись куратором округа через особого инспектора школ. Дирекции осуществляли руководство над всеми казенными школами и, в соответствии с указом 1868 г., следили за работой частных учебных заведений.
Если большинство мужских гимназий Царства Польского носило казенный характер, то среди женских (указ об образовании которых был издан в 1864 г.) преобладали частные. Сеть казенных высших начальных училищ с четырехлетним обучением стала развиваться с 1912 г. В 1915 г. учреждения Варшавского учебного округа были эвакуированы из Царства Польского. Ломжинская учебная дирекция обосновалась в Москве, Варшавская 2-ая гимназия – в Калуге, Ломжинская женская гимназия – в подмосковном Подольске, Пабяницкое училище – в Ярославле.
Фонд Ломжинской учебной дирекции содержит финансовую отчетность по подведомственным ей заведениям во время эвакуации. Основу гимназических фондов составляет однородный материал с преобладанием личных дел учащихся. Особенно много этих документов в фондах Варшавской 2-ой и Пултуской гимназий. Сведения о преподавательском составе и прохождении службы учителями. Сохранились также прошения, подававшиеся гимназическому начальству. К делам неперсонального характера относятся прежде всего различные списки: экзаменационные (Ломжинская гимназия), учеников, выбывших из учебного заведения без права поступления (Пултуская гимназия), послужные списки лиц, желающих сдать экзамен для получения статуса вольноопределяющихся (Варшавская 2-я гимназия, 1914–1917 гг.), нуждающихся учащихся, родители которых находились в плену (Седлецкая гимназия). Наибольшим разнообразием материалов отличается фонд Пултуской гимназии. В фонде Седлецкой гимназии сохранились циркуляры вышестоящих органов, протоколы заседаний педагогического совета, бумаги со сведениями по финансово-хозяйственной части. В фонде Пабяницкого высшего начального училища – ведомости за время эвакуации.
Большая часть дел фондов Варшавского учебного округа датируется годами первой мировой войны и проливает свет на судьбы перемещенных в Россию учреждений Царства Польского.