Вы здесь
Раздел 19. Фонды военно-учебных заведений
Учебные заведения, дававшие среднее и высшее военное образование, появились в России в начале XVIII в. Первые такие заведения предназначались для подготовки военных специалистов - артиллеристов, инженеров, моряков. В 1701 г. основана Школа математических и навигационных наук, в 1712-1719 гг. - Инженерная и Артиллерийская школы. В 1731 г. был открыт первый кадетский корпус - учебное заведение интернатского типа для детей дворян, воспитанники которого с детских лет готовились к военной службе, получая наряду с широким общим образованием специальную военную подготовку. В XIX в. кадетские корпуса стали основным видом военно-учебных заведений. Кроме них, военное образование давали Пажеский корпус, учрежденный в 1759 г., Императорский военно-сиротский дом (основан в 1798 г., с 1829 г. - Павловский кадетский корпус, с 1863 г. - Павловское военное училище), Дворянский полк (учрежден в 1807 г., с 1855 г. - Константиновский кадетский корпус, с 1859 г. - Константиновское военное училище).
Первым высшим военно-учебным заведением стала открывшаяся в 1832 г. Военная академия (с 1909 г. - Императорская Николаевская военная академия). В 1855 г. на базе офицерских классов Инженерного и Артиллерийского училищ, начавших работу в 1819-1820 гг., были созданы академии - Николаевская инженерная и Михайловская артиллерийская. Все три академии были объединены под общим названием Императорской военной академии, состоявшей в ведомстве военно-учебных заведений до 1863 г., когда она была разделена на три специальных академии (Генерального штаба, Артиллерийскую и Инженерную), подчиненные соответствующим ведомствам. В 1867 г. была создана Александровская военно-юридическая академия, в 1881 г. Медико-хирургическая академия, существовавшая с 1798 г., была преобразована в военную под названием Императорской военно-медицинской академии. Формирование системы высших военно-учебных заведений в России было завершено открытием в 1900 г. Интендантского курса, переименованного в 1911 г. в Интендантскую академию.
В 1862 г. началась разработка реформы средних военно-учебных заведений, в результате которой была введена двухступенчатая система обучения: нижнюю ступень составляли общеобразовательные учреждения - военные гимназии, верхнюю - военные училища, дававшие среднее специальное образование. В 1863 г. специальные классы кадетских корпусов, кроме Финляндского, Оренбургского и Сибирского, были объединены в три военных училища - Павловское, Константиновское и Александровское, часть кадетских корпусов упразднена, часть - преобразована в военные гимназии. Сохранился лишь Финляндский кадетский корпус. В дальнейшем число военных училищ было увеличено.
В 1882 г. военные гимназии были переименованы в кадетские корпуса.
С 1864 г. для лиц недворянского происхождения открывались юнкерские училища, подготовительной ступенью к которым служили военные прогимназии. В этих заведениях давалось образование по сокращенным (по сравнению с гимназиями и военными училищами) программам. В 1900-1910 гг. юнкерские училища были преобразованы в военные училища.
Кроме средних учебных заведений в военном ведомстве существовали учреждения, дававшие начальное образование. В 1721 г. при полках были созданы гарнизонные школы для солдатских детей. В 1798 г. они были реорганизованы в батальоны и роты военных кантонистов, где солдатские дети обучались грамоте, ремеслам и строевой подготовке. В 1858 г. эти заведения были преобразованы в училища военного ведомства, переименованные в 1866 г. в военно-начальные школы, в 1868 г. - в военные прогимназии. Существовали также училища для подготовки унтер-офицеров и рядовых отдельных категорий (аудиторов, чертежников, топографов и других). Подчиненность различных военно-учебных заведений за время их существования неоднократно изменялась.
К началу Первой мировой войны в России сложилась следующая система военно-учебных заведений.
Общее среднее образование и подготовку к поступлению в военные и специальные училища давали общие классы Пажеского е.и.в. корпуса и кадетские корпуса. Для подготовки к поступлению в корпуса при некоторых из них существовали пансионы, а также Школа императора Александра II в г. С.-Петербурге.
Подготовку офицеров для сухопутных войск осуществляли специальные классы Пажеского е.и.в. корпуса, военные училища (пехотные, кавалерийские и казачьи), специальные училища (3 артиллерийских, инженерное и военно-топографическое).
Усовершенствование образования офицеров действительной службы осуществляли 5 академий, офицерские школы и педагогические курсы.
Пажеский и кадетские корпуса и военные училища находились в ведении Главного управления военно-учебных заведений (ГУВУЗ), остальные подчинялись профильным ведомствам (артиллерийскому, военно-инженерному, военно-санитарному и Генеральному штабу).
С началом Первой мировой войны увеличилась потребность в офицерах для действующей армии, что вызвало рост числа военно-учебных заведений. В 1914-1915 гг. в военных училищах были введены ускоренные выпуски, организованы новые училища. Для подготовки пехотных офицеров были созданы школы подготовки прапорщиков при запасных пехотных бригадах. Увеличилось число офицерских школ, начала складываться сеть авиационных военно-учебных заведений.
После объявления мобилизации слушатели военных академий были отчислены, учебная работа академий (кроме Военно-медицинской) прекращена. Подготовка в них офицеров по ускоренным курсам возобновилась в ноябре 1916 г. - в Императорской Николаевской военной академии, июне - июле 1917 г. - в Михайловской артиллерийской, Николаевской инженерной, Александровской военно-юридической академиях. После Февральской революции 1917 г. совещание представителей всех академий выработало положения об управлении академиями, утвержденные военным министром и предоставлявшие им значительную самостоятельность. После Октябрьской революции 1917 г. военные академии, за исключением Александровской, стали базами для создания академий Красной армии.
Февральская революция 1917 г. дала толчок к началу реформы кадетских корпусов, целью которой было превращение их в общеобразовательные учреждения. Ее проект был рассмотрен на съездах делегатов корпусов в Москве и Петрограде в мае - июле 1917 г., после чего корпуса переименованы в гимназии военного ведомства и разработаны Положения по учебно-воспитательной части для гимназий военного ведомства, однако на практике изменения не были проведены.
Значительная часть кадет, юнкеров военных училищ после Октябрьской революции выступила против большевиков. Это явилось причиной упразднения специальных военно-учебных заведений. В соответствии с приказами народного комиссара по военным делам Н. В. Крыленко и главного комиссара всех военно-учебных заведений И. Л. Дзевалтовского 6-22 ноября 1917 г. подлежали расформированию военные училища и школы подготовки прапорщиков. Дальнейшая судьба военно-учебных заведений зависела от того, на чьей территории они оказывались в годы Гражданской войны. Некоторые из них были эвакуированы с отступавшими белогвардейскими войсками; большинство было использовано для образования на их базе курсов командиров Красной армии.
В раздел включены фонды военно-учебных заведений всех уровней, систематизированные от высших к средним и начальным. Открывают раздел индивидуальные характеристики фондов академий и Пажеского корпуса. На фонды других учебных заведений, объединенные по видам, составлены групповые характеристики. К разделу отнесен фонд Корнетский комитет славной гвардейской школы. Корнетские комитеты были самодеятельными объединениями воспитанников военно-учебных заведений (например Петровской Полтавской гимназии военного ведомства). Принадлежность данного комитета к конкретному учебному заведению не установлена; фонд отнесен к групповой характеристике Школы, курсы военных специалистов и учительская семинария.