Вы здесь
Раздел 17. Фонды государственных учреждений и общественных организаций по оказанию материальной и медико-санитарной помощи военнослужащим и гражданскому населению во время войн
В XIX-XX вв. в России существовали государственные учреждения для оказания материальной помощи военнослужащим, пострадавшим во время войн, и их семьям. Первым таким учреждением стал Александровский комитет о раненых (1814-1918) (см.: Путеводитель. Т. I. С. 131-132). В связи с Восточной (Крымской) войной при Собственной канцелярии имп. Марии Александровны был организован Севастопольский комитет (1855-1880). Русско-японская война 1904-1905 гг., принесшая большое число погибших или оставшихся инвалидами, привела к созданию двух новых учреждений: Алексеевского главного комитета по призрению детей лиц, погибших в войну с Японией (1905-1917), состоявшего в ведении императора, и Комитета им. генерал-адъютанта М. Д. Скобелева для выдачи пособий потерявшим на войне способность к труду воинам (1904-1918), который назывался также Скобелевским комитетом и находился в ведении МВД.
В период Первой мировой войны были созданы такие учреждения, как Верховный совет по призрению семей лиц, призванных на войну, а также семей раненых и павших воинов (1914-1917), Особое совещание по рассмотрению ходатайств о пособиях на организацию помощи больным и раненым воинам при ГУГШ (1914-1917), Главный комитет по оказанию помощи лицам, пострадавшим от военных действий (1914-[1917]) в составе ведомства путей сообщения и некоторые другие. Все перечисленные учреждения для осуществления своих целей использовали средства государственного бюджета и добровольные пожертвования.
Делом помощи военнослужащим и другим лицам, пострадавшим от войны, занимались также многочисленные общественные организации. Особенно широко их деятельность развернулась в период Первой мировой войны. В 1914 г. были созданы всероссийские Земский союз помощи больным и раненым воинам и Союз городов помощи больным и раненым воинам. С 1915 г. эти союзы оказывали помощь государству также в деле санитарного и материально-технического обеспечения армии и оказания помощи беженцам. Для этого в действующей армии и в тылу была создана сеть учреждений, формирований и заведений. Передовые отряды союзов (врачебно-питательные, хирургические, банные и другие), бани и прачечные работали непосредственно на линии фронта, санитарные поезда осуществляли эвакуацию раненых. В тылу действовали лазареты, госпитали, санатории, курорты и другие учреждения. Для координации деятельности союзов на паритетных началах были созданы: 10 июля 1915 г. - Главный по снабжению армии комитет всероссийских Земского и Городского союзов (Земгор), 7 сентября 1915 г. - Отдел по устройству беженцев всероссийских Земского и Городского союзов (Собеж). После Октябрьской революции 1917 г. союзы перешли под контроль Советской власти. С целью устранения параллелизма в их работе 14 июня 1918 г. главные комитеты обеих организаций были слиты в Объединенный главный комитет всероссийских Земского и Городского союзов (ОГК ВЗ и ГС).
ОГК ВЗ и ГС руководил работой учреждений и предприятий ВЗ и ГС и постепенной передачей их наркоматам Здравоохранения и Финансов. Завершил работу в мае 1919 г.
Местные комитеты и учреждения ВЗС и ВСГ, находившиеся вне границ Советской России (на Дону, Кубани, в Приазовье и Грузии), просуществовали до 1920-1921 гг.
К данному разделу отнесены фонды государственных учреждений и общественных организаций по оказанию помощи военнослужащим и населению, пострадавшим от войн, которые существовали в XIX - начале XX вв. На них составлены преимущественно групповые характеристики. Открывает раздел характеристика "Учреждения и организации по оказанию помощи военнослужащим и другим лицам, пострадавшим во время войны". Внутри нее фонды систематизированы по времени возникновения фондообразователей. В данную характеристику не включены фонды организаций, входивших в структуру ВЗС, ВСГ и Земгора. Ввиду большого их числа на эти группы фондов составлены самостоятельные характеристики. Замыкают раздел характеристики "Учреждения и организации по устройству беженцев" и "Формирования из иностранных военнопленных". В последнюю вошли фонды лагерей, команд и отряда военнопленных, которые осуществляли содержание иностранных пленных на территории России.
Основной принцип систематизации фондов внутри характеристик - от крупных фондообразователей к более мелким.