Вы здесь

3. Церковные учреждения и монастыри

Версия для печати

Местное управление русской церковью осуществлялось патриархами, а затем Синодом через епископов, стоявших во главе своих епархий. Епископ (который мог иметь, в зависимости от значимости епархии, сан архиепископа или митрополита) управлял епархией через канцелярию, именовавшуюся архиерейским домом (или приказом). Архиерейский дом в XVII в. управлял монастырями (за исключением ставропигиальных, т. е. подчиненных непосредственно патриарху, а затем Синоду), приходским духовенством (через духовные правления и поповских старост), ведая назначением и сменой духовенства, казенными сборами, духовными учебными заведениями, контролем за регистрацией приходскими священниками рождений, браков и смертей, населением и хозяйством архиерейских вотчин, осуществлял суд по уголовным и гражданским делам подведомственного населения – архиерейского и монастырского духовенства, архиерейских крестьян и служилых людей, а по брачно-семейным и духовным делам – населения всей епархии.

Архиерейскими и монастырскими вотчинами в 1649–1677 и в 1700–1725 ведал Монастырский приказ; в епархиях в 1700- 1725 действовали подчиненные ему местные приказы (например, Суздальский приказ монастырских дел). В 1721–1727 надзор за всеми делами в епархиях осуществляли инквизиторы, присланные в архиерейские дома и крупные монастыри. В 1764 прошла секуляризация архиерейских и монастырских вотчин, епархии и монастыри были разделены на три класса (по которым выплачивалось содержание). В 1775–1799 границы епархий были в основном приведены в соответствие с губернскими.

В РГАДА материалы церковных учреждений поступили в основном в 1926–1930 из хранилища, куда были свезены архивы упраздненных монастырей, из Московского и Петербургского архивов Синода, губернских архивных бюро. Отдельные крупные поступления продолжались в 1940–1960-е – из ЦГИА СССР и областных архивов. Принципы комплектования были приняты хронологический и тематический – на хранение принимались фонды монастырей, возникших до к. XVIII в., причем в основном административно-хозяйственная часть архивов – рукописные собрания поступили в отделы рукописей библиотек и музеев 1 .

Комплексы документов большей части архиерейских фондов и др. церковных учреждений (кроме указанных ниже) выделены из монастырских фондов при их описании и из ликвидированных коллекций – «Дела с известным титулом» и «Столбцы Петербургского Археологического института» в 1930–1950-е. Основная часть их фрагментарна, исключение составляют более полные фонды Суздальского и Устюжского архиерейских домов и Канцелярии архиепископа Московского и всея Руси (старообрядческого). Многие монастырские документальные комплексы являются включениями в ф. 1455, Государственные и частные акты поместно-вотчинных архивов 2 , сформированных в основном из коллекций Тверского музея и поступивших в МАМЮ в к. XIX – н. XX в.

________________________________________

1 Исключение составляют несколько монастырских рукописных и актовых собраний в виде фондов к фондовых включений (в т. ч. ф. 1444, оп. 5), которые охарактеризованы в т. 4 наст. изд.
2 Далее в справочных данных по аннотациям раздела название фонда опускается.

Подписка на 3. Церковные учреждения и монастыри