Вы здесь

2.1.2. Учреждения специального управления

Версия для печати

Раздел включает характеристики на комплексы документов учреждений, которые в 1708–1775 функционировали на всей территории страны в качестве канцелярий при гражданских чиновниках, ведавших отдельными административными вопросами под контролем учреждений общего управления.

Состав и сфера компетенции этих учреждений, их взаимное положение и степень подчиненности канцеляриям при губернаторах и др. местных «правителях», подведомственность тем или иным коллегиям и др. центральным властям, сама численность в разных регионах империи неоднократно изменялись. Однако попытки создать на местах сеть полномочных в пределах существующих административно-территориальных единиц постоянно действующих отраслевых органов управления как отделений соответствующих центральных учреждений оказались наименее успешными из всех мер по строительству государственного аппарата на протяжении названного периода.

Вполне последовательно – вплоть до посадов самых отдаленных губерний из-под непосредственной власти губернаторов и воевод было к сер. 1740-х выделено только управление торгово-промышленным населением. Но «отраслевые» по форме, губернские, провинциальные и городовые магистраты и ратуши можно считать специальными учреждениями лишь условно – по существу они не являлись таковыми и по самому объекту управления, и по сосредоточенности в них всех «дел» городского сословия, включая судебные. То же характерно для учреждений по управлению дворцовыми, а с сер. 1760-х и секуляризованными церковными имениями, которые на территории этих имений осуществляли вместе с руководством хозяйством административную, полицейскую и судебную власть. Принципы функционального, сословного и территориального управления сочетали в своей деятельности и местные учреждения Берг-коллегии и др. центральных органов, руководивших промышленными предприятиями, к которым приписывалось население близлежащих районов.

Гражданских чиновников с исключительно административно-хозяйственными или полицейскими функциями (сравнительно с должностными лицами, ведавшими отдельными территориями и категориями населения) вне учреждений общего управления на всех этапах развития государственного аппарата вплоть до губернской реформы 1775 было немного. Деятельность их, чаще всего связанная с взиманием налогов и пошлин, обеспечением монополий и сохранности казенных имуществ, сосредоточивалась в крупных административных, торговых и промышленных центрах. Кроме сферы финансового управления относительно важную роль в администрации губернских, провинциальных и некоторых уездных городов играли – с 1720–1730-х – крепостные и полицмейстерские конторы, осуществлявшие нотариальные функции и меры по охране общественного порядка. Некоторые специальные учреждения создавались в целях укрепления общеадминистративного аппарата крупнейших городов и регионов – таковы представленные в РГАДА московский Каменный приказ и Сибирская губернская канцелярия ревизии счетов.

Кратковременность существования преобладающей части специальных учреждений, передача их функций по упразднении тем же учреждениям общего управления, из компетенции которых они изымались при образовании особых контор вместе с отдаленностью последних от соответствующих центральных органов, обусловили их значительно большую зависимость от губернаторов и воевод, чем это предполагалось законодательством. Как правило, канцелярии местных правителей продолжали осуществлять непосредственное руководство финансами, хозяйством и полицией подведомственной территории и лишь разделяли его с чиновниками, официально ведавшими той или иной отраслью, в результате чего делопроизводство по управлению которыми фактически сливалось. Во многих же административных центрах, в том числе крупных, такие учреждения, как, например, крепостные конторы, вообще не были созданы или существовали эпизодически.

Перечисленные особенности истории органов специального управления 1708–1775 чрезвычайно усложняют выделение их материалов из состава архивов учреждений общеадминистративного профиля. Вследствие этого документы специальных учреждений, хранящиеся в РГАДА, представлены в значительной степени фрагментарно, включая регионы, сохранность делопроизводства по управлению которыми сравнительно полна.

В данном разделе проаннотированы выделенные в ходе расфондирования материалов объединенных архивов местных учреждений XVII – XVIII вв. и расформирования коллекции «Дела с известным титулом» в 1940-е – 1-й пол. 1960-х, а также атрибутированные при подготовке настоящего издания Путеводителя комплексы документов: учреждений при действовавших в разное время чиновниках полицейского и финансового управления (съезжих дворов, корчемных контор, соляных комиссарств и т. п.); функционировавших в системе местного управления 1719–1727 вальдмейстерских канцелярий, камерирских и рентмейстерских контор; созданных в ходе провинциальной реформы 1719 и просуществовавших до губернской реформы 1775 крепостных контор и столов «крепостных дел» учреждений общего управления; учреждений разного профиля, не имеющих аналогов в др. регионах. Значительная часть делопроизводственных комплексов перечисленных учреждений, не атрибутированных к настоящему времени, охарактеризована вместе с документами губернских, провинциальных и воеводских канцелярий. Хранящиеся в РГАДА материалы архиерейских домов, подведомственных синодальным властям, проаннотированы в части «Церковные учреждения и монастыри» как близкие по происхождению, форме и содержанию документам монастырских архивов. Делопроизводство бюрократически организованных таможенных контор ввиду его слитности с количественно более крупным комплексом документации казенной службы посадского населения «у таможенных сборов» характеризуется вместе с этой документацией в соответствующей главе данной части. В составе последней в особую главу объединены аннотации на материалы учреждений, осуществлявших наряду с функциональным управлением управление сословное и территориальное. В целях сохранения единства архива Генерального и Специального межеваний из него не выделялись документы межевых контор 1765–1865 (см. раздел «Межевые учреждения» в т. 2).

Характеристики сгруппированы в подразделы по принципу типологического единства учреждений-фондообразователей. Подразделы расположены в порядке хронологии проаннотированных в них материалов: съезжие дворы; документы провиантмейстеров; документы крепостных контор и столов крепостных дел учреждений общего управления; почтовые дворы; корчемные конторы; камерирские конторы; рентмейстерские конторы; соляные комиссарства, конторы и правления; вальдмейстерские канцелярии; полицмейстерские конторы; учреждения разного профиля; канцелярии главных сыщиков.

Подписка на 2.1.2. Учреждения специального управления