Вы здесь

2.1. Учреждения общегосударственного управления

Версия для печати

Аппарат местного управления, сформировавшийся в ходе реформ I-й четв. XVIII в., вплоть до его коренной реорганизации после «Учреждения для управления губерний» 1775 включал целый ряд канцелярий и контор с разнообразными административными и судебными функциями на всей территории страны. Его главными отличительными чертами сравнительно с допетровскими приказными и др. избами были выделение управления на местах в самостоятельную отрасль проведения внутренней политики, общая подчиненность областных учреждений высшим и – непосредственно – центральным органам власти, единообразие их структуры и штатов, регламентация деятельности особыми указами, инструкциями и др. «уставами».

История государственного строительства на местах на протяжении названного периода отмечена также попытками создать иерархическую систему учреждений с четко разграниченными сферами деятельности, которая обеспечивала бы единство организованного по отраслевому принципу управления в пределах всей империи. Но характерные для аппарата абсолютизма тенденции, воплощенные в этих попытках, ни на одном из этапов развития местных органов 1699–1775 не были полностью реализованы.

Наиболее последовательно было проведено отделение военного управления от гражданского, а в пределах последнего – складывание единой сети учреждений общеадминистративного профиля и подчинение деятельности всех должностных лиц первоначально фискальскому, а затем прокурорскому надзору. Суды, образованные в ходе провинциальной реформы 1719, и основная часть созданных в 1-й пол. 1720-х учреждений по решению отдельных финансовых и хозяйственных вопросов оказались нежизнеспособными и были упразднены в 1727. Распределение же функций между учреждениями общего управления и некоторыми действовавшими после 1727 учреждениями управления специального, а также подведомственность последних до самой губернской реформы 1775 оставались нечеткими. В значительной степени сохранялась и практика особого управления некоторыми территориями и категориями населения.

Глава объединяет характеристики на основную часть хранящихся в РГАДА материалов учреждений, полномочных в пределах разных административно-территориальных единиц империи вне зависимости от региона и сословной принадлежности его населения. Группировка характеристик в разделы и расположение последних проведены в соответствии с местом учреждений фондообразователей в государственном аппарате. Последовательно аннотируются комплексы документов: учреждений общего управления, функционировавших в 1708–1775 в разных административно-территориальных единицах; учреждений специального управления того же периода; судебных учреждений 1719–1727; органов надзора – канцелярий городских фискалов 1711 -1730 и губернских и провинциальных прокуроров 1730–1775; военных учреждений общего и специального управления 1720-х – к, XVIII в. Поскольку в главе не аннотируются материалы по управлению Прибалтикой и Украиной, которое на протяжении XVIII в. в значительной степени осуществлялось посредством исторически сложившихся на этой территории административных, судебных и сословных органов, особенности положения и функционирования в данных регионах учреждений, однотипных действующим в остальной части империи (напр., губернских канцелярий), во введениях к разделам и подразделам не оговариваются.

Подписка на 2.1. Учреждения общегосударственного управления