Предисловие
В Государственном архиве Российской Федерации (ГА РФ) хранится более 1,5 млн. дел по истории РСФСР за период с 1917 по 1991 гг. Это документы высших органов государственной власти, органов государственного управления, органов контроля и правосудия РСФСР и подведомственных им учреждений и организаций республиканского значения, а также документы общественных организаций РСФСР.
В документах этих фондов нашли отражение сложные, противоречивые процессы становления и развития Российской советской республики более чем за 70-летний период существования, обозначены ее место и роль в составе СССР, ее взаимоотношения как с центральными союзными органами, так и с союзными республиками. Широко освещены вопросы государственного, культурного, социального, национального строительства в РСФСР, прослеживается история создания и изменения государственной системы управления экономикой республики, содержатся сведения о состоянии российской промышленности и отдельных ее отраслей, сельского хозяйства, кооперации, торговли, транспорта.
ГА РФ содержит наиболее полный, хотя и далеко не исчерпывающий, комплекс документов по истории РСФСР.
Исторически сложилось так, что крупнейшая республика СССР, в отличие от других союзных республик, долгое время не имела своего центрального архива для хранения документов республиканских учреждений, что в итоге привело к рассредоточению фондов по ряду центральных архивов.
Декретом СНК РСФСР от 1 июня 1918 г. «О реорганизации и централизации архивного дела» в РСФСР было положено начало созданию Единого государственного архивного фонда (ЕГАФ)[1]. Руководство ЕГАФ возлагалось на Главное управление архивным делом (Главархив) в составе Наркомата просвещения РСФСР. Декрет явился основой строительства сети архивных учреждений республики, которые включали фонды ликвидированных правительственных учреждений и местных органов управления как Российской империи, так и Временного правительства. Позднее, в государственные архивы стали поступать документы первых советских учреждений.
Впервые Государственный архив РСФСР был создан 17 сентября 1920 г.[2] Он состоял из четырех отделений. В задачи четвертого отделения – Архива Октябрьской революции (АОР) входили сбор, хранение и приведение в порядок документов, образовавшихся после 1 марта 1917 г.
Постановлением Президиума ВЦИК от 24 ноября 1921 г. Главархив был передан из Наркомата просвещения РСФСР в ведение ВЦИК и переименован в Центрархив РСФСР[3].
В феврале 1925 г. Центрархивом РСФСР было принято положение об организации Единого государственного архивного фонда РСФСР (ЕГАФ)[4], по которому предусматривалось деление архивов на исторические и архивы Октябрьской революции, определялась сеть центральных и местных архивов. Государственный архив РСФСР был расформирован, а его четвертое отделение (АОР) стало самостоятельным, подчиненным непосредственно Центрархиву РСФСР.
Помимо сбора и хранения документов историко-революционного характера АОР осуществлял концентрацию и хранение документов высших и центральных советских учреждений. К этому времени в его хранилищах были сконцентрированы фонды военно-революционных комитетов, первых съездов Советов, ВЦИК.
После издания в 1926 г. декрета ВЦИК «О приведении в порядок и сдаче в Единый государственный архивный фонд архивных материалов за 1917–1921 гг.»[5] и ряда других постановлений высших органов власти, передача в АОР законченных делопроизводством документов из центральных учреждений СССР и РСФСР стала носить обязательный характер. В 1931 г. АОР стал называться Центральным архивом Октябрьской революции (ЦАОР)[6].
Особенностью центральных архивов РСФСР (в том числе и ЦАОР) было то, что многие из хранимых в них фондов имели общесоюзное, а не республиканское значение. Положение центральных государственных архивов РСФСР как общесоюзных окончательно было закреплено передачей архивных учреждений в ведение Наркомата внутренних дел СССР в апреле 1938 г.[7] и утверждением Правительством СССР сети государственных архивов СССР в марте 1941 г.[8], в соответствии с которой ЦАОР стал называться Центральным государственным архивом Октябрьской революции и социалистического строительства СССР (ЦГАОР СССР). Поскольку этой сетью не было предусмотрено в отличие от других союзных республик существование центральных архивов РСФСР, фонды учреждений РСФСР оказались в составе центральных государственных архивов СССР и продолжали туда поступать, в частности в ЦГАОР СССР.
В мае 1941 г. было утверждено Положение о ЦГАОР СССР, в соответствии с которым архив был обязан концентрировать и хранить документальные материалы государственных учреждений как СССР, так и РСФСР.
Все эти годы продолжалось комплектование ЦГАОР СССР документами учреждений РСФСР. Особенно значительное поступление произошло в 1938 г., когда были приняты фонды высших органов государственной власти и центральных органов государственного управления РСФСР, ликвидированных в связи с принятием Конституции РСФСР 1937 г., и фонды подведомственных им учреждений и организаций. В 1941 г. в архив поступил другой крупный комплекс документов – Центральный архив профессионального движения, созданный в 1931 г. для хранения фондов центральных профсоюзных организаций.
Перспективы комплектования государственного архивного фонда СССР, связанные с интенсивным ростом объема делопроизводственной документации, требовали более четкого определения состава фондов государственных архивов, более узкой специализации ряда центральных архивохранилищ. Поэтому одновременно с концентрацией фондов происходил и процесс уточнения профиля архива, шла передача групп документов в другие архивы.
Так, в 1926 г. на базе кино- и фотодокументов АОР был создан Центральный кинофотоархив. Хранившиеся в ЦГАОР фонды учреждений и организаций Дальневосточной народной республики вошли в состав документального комплекса Центрального государственного архива РСФСР Дальнего Востока в г.Томске, созданного в начале 1940-х годов. Большая группа фондов и документов по истории литературы и искусства была передана в образованный в 1941 г. Центральный государственный литературный архив СССР, в частности часть документов Наркомата просвещения РСФСР и учреждений, входящих в его систему.
На планомерном комплектовании ЦГАОР СССР сказывалось также и отсутствие достаточных площадей архивохранилищ, все сложнее было принимать в полном объеме документы учреждений РСФСР, иногда предпочтение отдавалось союзным учреждениям.
В 1957 г. в связи с приемом в ЦГАОР СССР архивов министерств и ведомств СССР, упраздненных на основании Закона СССР «О дальнейшем совершенствовании организации управления промышленностью и строительством в СССР» от 10 мая 1957 г., прием республиканских фондов в ЦГАОР СССР был окончательно прекращен. В этих условиях создание Центрального государственного архива РСФСР стало совершенно неотложным.
Ранее (в 1956 г.) вопрос о создании ЦГА РСФСР поднимался Архивным управлением МВД РСФСР, созданным в 1955 г. Решение его было ускорено в связи с принятием Верховным Советом РСФСР 29 мая 1957 г. Закона «О дальнейшем совершенствовании организации управления промышленностью и строительством в РСФСР»[9], в соответствии с которым был ликвидирован целый ряд центральных органов управления РСФСР и встала проблема обработки и сохранности их документов. На основании постановления Совета Министров РСФСР от 3 августа 1957 г. был издан приказ МВД от 17 августа 1957 г. «О создании в г. Москве Центрального государственного архива РСФСР»[10]. Приказом было объявлено «Временное положение о ЦГА РСФСР»[11], предусмотрены меры по организации строительства здания для архива. До окончания строительства здания документы упраздненных министерств и ведомств РСФСР должны были находиться в хранилищах ликвидированных учреждений.
По «Временному положению» о ЦГА РСФСР 1957 г. – архив являлся научно-исследовательским учреждением, хранению в нем подлежали документы государственного архивного фонда СССР с 1923 г. (т.е. с момента образования СССР), образовавшиеся на территории РСФСР в процессе деятельности высших органов власти РСФСР, высших исполнительных органов государственного управления республики, подведомственных им учреждений республиканского значения, республиканских органов суда и прокуратуры, общественных и кооперативных организаций, документы государственных и общественных деятелей республики. Вопрос о включении в состав архива комплексов документов, образовавшихся до 1923 г., решался Главным архивным управлением МВД СССР отдельно в каждом конкретном случае.
В первые годы своего существования ЦГА РСФСР комплектовался только за счет документов ликвидированных учреждений РСФСР. Перед архивом стояла первоочередная задача провести научно-обоснованное фондирование, массовую экспертизу ценности документов и научно-техническую обработку всех фондов. Эта работа была завершена к 1962 г. Одновременно, несмотря на неупорядоченность документов, архивом были изданы первые справочники по содержанию фондов, сборники документов, активно велась справочная работа. Большой вклад в становление и развитие архива внесли первый директор А.Н. Гаврилов и его заместитель Н.Ф. Егоров, а также группа выпускников Московского государственного историко-архивного института 1957 г., в числе которых были д.и.н. Т.П. Коржихина, д.и.н. А.Д. Степанский, заслуженные работники культуры к.и.н. В.А. Сидорова, Г.П. Тихачева.
В 1959 г. архив приступил к комплектованию документами действующих республиканских учреждений, которое наиболее интенсивно стало осуществляться с 1962 г., когда ЦГА РСФСР перешел в ведение образованного на базе Архивного управления МВД РСФСР Главного архивного управления (ГАУ) при Совете Министров РСФСР[12], и на него был возложен контроль за постановкой делопроизводства и работой архивов министерств и ведомств РСФСР.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 23 июля 1963 г. ГАУ при Совете Министров РСФСР было ликвидировано, ЦГА РСФСР передан в ведение ГАУ при Совете Министров СССР[13] и включен в сеть центральных архивов СССР.
Завершение в 1964 г. строительства нового здания ЦГА РСФСР дало возможность сконцентрировать в одном месте материалы, организовать их хранение в соответствии с существующими правилами, приступить к более интенсивному, планомерному комплектованию. Возглавлял эту работу Ф.И. Шаронов, бывший директором архива более двадцати лет (1966–1988).
Как было отмечено выше, передаче в архив подлежали документы, ранее находившиеся на хранении в центральных архивах СССР. К тому времени, на основании постановления Совета Министров СССР от 28 июля 1961 г. «Об утверждении Положения о Главном архивном управлении СССР при Совете Министров СССР и сети центральных государственных архивов»[14] из задач ЦГАОР СССР было исключено хранение фондов плановых и финансовых органов, органов управления народным хозяйством и подведомственных им учреждений и организаций. Для хранения фондов этих учреждений был создан Центральный государственный архив народного хозяйства СССР (ЦГАНХ СССР), куда и были переданы фонды указанных учреждений, в том числе и учреждений РСФСР. В этой связи ЦГАОР СССР стал называться Центральным государственным архивом Октябрьской революции, высших органов государственной власти и органов государственного управления СССР.
В 1960-е годы в ЦГА РСФСР была начата передача республиканских фондов из ЦГАОР СССР и ЦГАНХ СССР. Разграничительной датой послужила дата образования СССР (декабрь 1922 г.), в ряде случаев 1923 годом были разделены документы фондов отдельных учреждений, таких как Совет Министров РСФСР, Наркомат труда РСФСР, Наркомат рабоче-крестьянской инспекции РСФСР, Наркомат земледелия РСФСР, Госплан РСФСР, Наркомат финансов РСФСР, которые в связи с созданием одноименных союзных учреждений, стали союзно-республиканскими.
Фонды Министерства юстиции РСФСР, Министерства социального обеспечения РСФСР, Министерства здравоохранения РСФСР, Министерства просвещения РСФСР и большинства организаций их систем были переданы полностью, т.к. с образованием СССР эти наркоматы остались только республиканскими.
Фонды республиканских учреждений, таких как ВЦИК, ВСНХ РСФСР, НКВД РСФСР и их подведомственных организаций, а также целый ряд фондов других учреждений и общественных организаций были отнесены к фондам, имеющим общесоюзное значение, и оставлены на хранении в центральных архивах СССР.
Процесс передачи фондов так и не был окончательно завершен. Фонды учреждений РСФСР оказались рассредоточенными по нескольким архивам (ЦГА РСФСР, ЦГАОР СССР, ЦГАНХ СССР, ЦГАЛИ СССР, ЦГАСА СССР). Кроме того, правом долговременного государственного хранения документов обладают такие ведомства как Министерство иностранных дел, Министерство обороны, Министерство внутренних дел, Федеральная служба контрразведки, Служба внешней разведки Российской Федерации. Право постоянного государственного хранения документов предоставлено музеям и библиотекам Министерства культуры РФ, учреждениям Российской Академии наук.
В связи с объявлением 12 июня 1990 г. Съездом народных депутатов РСФСР Декларации о суверенитете РСФСР, а позднее принятием Верховным Советом РСФСР 12 декабря 1991 г. постановления «О денонсации договора об образовании СССР», была проведена реорганизация центральных органов государственного управления РСФСР. Было ликвидировано и Главное архивное управление при Совете Министров СССР, а на его базе и базе Комитета по делам архивов при Совете Министров РСФСР образован Комитет по делам архивов при Правительстве Российской Федерации[15] (с 30 сентября 1992 г. – Государственная архивная служба России)[16]. Была также уточнена сеть государственных архивов Российской Федерации[17]. Центральные архивы СССР были преобразованы и получили статус федеральных архивов. Пересмотру подверглись также профиль и источники комплектования ряда архивов, в частности научно-техническая документация, образующаяся в процессе деятельности научно-исследовательских, проектно-конструкторских и технологических институтов ранее поступающая на хранение в Центральные архивы, подлежала теперь передаче в Российский государственный архив научно-технической документации.
Распоряжением правительства Российской Федерации от 28 апреля 1992 г. на базе ЦГАОР СССР И ЦГА РСФСР был создан Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ)[18], в составе которого образован отдел хранения документов по истории РСФСР.
По положению о ГА РФ, одной из основных его задач является создание информационно-поисковых систем, Банков и Баз данных о документах архива, а также организация научного информирования, использования и публикации документов.
К документам фондов, хранящимся в ГА РФ, имеется разветвленная система научно-справочного аппарата, включающая описи, каталоги, обзоры фондов, указатели, автоматизированные тематические базы данных.
Сведения о содержании целого ряда фондов учреждений и организаций РСФСР были включены в ранее изданные ЦГАОР СССР и ЦГА РСФСР справочники: «Центральный Государственный архив Октябрьской революции и социалистического строительства СССР. Путеводитель. Часть 1, М. 1946 г.»; «Справочник о составе и содержании документальных материалов ЦГА РСФСР, М. 1959 г.»; «Архивные фонды ЦГА РСФСР. Краткий справочник», М. 1973 г.; «Краткий справочник о фондах ЦГАОР СССР. М. 1979 г.»; «Центральный Государственный архив Октябрьской революции, высших органов государственной власти и органов государственного управления СССР. Справочник. М. 1990 г.» т. 2, подготовленный на основе информации, включенной в Автоматизированный банк данных (АБнД) по документам ГАФ СССР, а также изданный Главархивом СССР справочник «Государственные архивы СССР» части 1, 2, М., 1989 г.
Следует отметить, что все перечисленные справочники в значительной мере устарели: в архивы поступили новые комплексы документов, раскрыты ранее засекреченные фонды и документы, в некоторых справочниках отсутствуют аннотации о составе и содержании документов, а методика составления имеющихся аннотаций существенно отличается от методики подготовки аннотаций для путеводителей. Кроме того, сведения о фондах по истории РСФСР были представлены в справочниках разных архивов, что существенно затрудняло поиск информации. Издание нового путеводителя стало назревшей необходимостью.
Настоящий путеводитель является совершенно новым справочником, существенно отличающимся от предыдущих как количеством представленных фондов, так и полнотой их характеристик.
Путеводитель «Фонды Государственного архива Российской Федерации по истории РСФСР» является вторым томом нового путеводителя по ГА РФ. В конце 1994 г. увидел свет первый том, в котором описаны фонды ГА РФ по истории России XIX – начала XX веков. В настоящее время идет интенсивная подготовка третьего тома путеводителя, который будет посвящен описанию фондов ГА РФ по истории СССР и Российской Федерации. В четвертый том будут включены фонды белогвардейских правительств на территории России и эмигрантских организаций. Кроме того, в 1995 г. планируется издать «Перечень фондов ГА РФ», представляющий собой краткий справочник по всем без исключения фондам архива.
В настоящем томе сведения даны по состоянию на 1 января 1994 г. В нем описаны 745 фондов государственных учреждений и общественных организаций РСФСР, действовавших, в основном, в период с 1917 по 1991 гг. и хранящихся в ГА РФ (из них 212 фондов до 1992 г. находившихся на хранении в ЦГАОР СССР и 533 фонда – в ЦГА РСФСР).
В путеводитель не включены 40 фондов, подлежащих передаче в Российский государственный архив научно-технической документации, и фонд, подготовленный к передаче в Архив Президента Российской Федерации (их перечень дан в приложении).
Документы ряда учреждений и организаций РСФСР, на базе которых были созданы общесоюзные учреждения, входят в состав объединенных фондов учреждений и организаций СССР и будут представлены в третьем томе путеводителя. Там же будут сосредоточены и описания фондов личного происхождения.
За рамками путеводителя остался также целый ряд документов и фондов учреждений и организаций РСФСР, находящихся (до сдачи на постоянное хранение в ГА РФ), в архивах этих учреждений.
Путеводитель «Фонды ГА РФ по истории РСФСР» состоит из 5 разделов:
-
Фонды высших органов государственной власти и государственного управления РСФСР;
-
Фонды центральных органов государственного управления РСФСР и подведомственных им учреждений;
-
Фонды органов юстиции, суда, прокуратуры, арбитража, специальных судебно-следственных органов РСФСР;
-
Фонды общественных организаций РСФСР;
-
Архивные коллекции.
Первый раздел имеет два подраздела:
-
Высшие органы государственной власти.
-
Высшие органы государственного управления.
В первом подразделе самостоятельной рубрикой выделены фонды военно-революционных комитетов, имевших особое значение в подготовке и проведении Октябрьской революции, становлении нового советского государства.
Второй раздел в соответствии с направлениями деятельности органов государственного управления разделен на 32 подраздела, которые в ряде случаев имеют еще более дробное деление.
Внутри разделов и подразделов фонды расположены по хронологии в соответствии с датой образования центрального органа управления соответствующей отраслью или областью деятельности.
Непосредственно за фондом центрального органа управления сосредоточены фонды подведомственных ему учреждений и организаций (если такие имеются), которые отсистематизированы по степени их значимости (главные управления, управления, тресты, объединения, конторы, институты, лаборатории и т.д.) и дате образования. Каждая ведомственная система учреждений отделена от другой подзаголовком: «Министерство... и подведомственные учреждения», если фондов подведомственных учреждений более трех или знаком «***». В ряде случаев фонд центрального органа управления отсутствует, т.к. его документы не поступали в архив или находятся на хранении в другом архиве, например фонд Управления уполномоченного Наркомата тяжелой промышленности СССР при СНК РСФСР.
Иногда документы структурных подразделений отдельных учреждений представляют собой самостоятельные фонды и сгруппированы за фондом того учреждения, чьей составной частью они являются. Так, главные управления и управления, входившие в структуру министерств и ведомств, существовавших до 1957 г., как правило, составляют отдельные фонды, а после образования в 1965 году новых министерств включены в состав фондов соответствующих министерств.
На систематизации фондов в путеводителе, отражающей структуру органов государственной власти и управления советского государства, сказались и особенности времени: отсутствие подлинного разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную, отсутствие четкого разделения компетенции и функций между отдельными ее органами, особенно в первые годы Советской власти, наличие сильной централизации.
Фонды учреждений, входящих в систему ВЦИК, Совета Министров РСФСР, ЭКОСО РСФСР, СНХ РСФСР, Госплана РСФСР, за небольшим исключением, как наделенные полномочиями центральных органов государственного управления и осуществляющие определенную политику в какой-либо области деятельности, расположены не в разделах соответствующих ведомственных систем, а в отраслевых подразделах справочника, что отмечено специальными отсылками. В системе учреждений Совета Министров РСФСР отсылки не даны.
Фонды учреждений (главные управления материально-технического снабжения и их конторы), которые после ликвидации министерств в 1957 г. были переданы в систему Госплана РСФСР и там вскоре прекратили свою деятельность, расположены в системе бывших министерств, последними в ряду соответствующих учреждений, т.к. в основном их документы относятся к периоду деятельности в составе того или иного министерства. Принцип подведомственности полностью отражен в схеме-указателе фондов учреждений, подведомственных ВЦИК, Госплану РСФСР, Совету Министров РСФСР, приложенной к путеводителю.
Фонды одного и того же фондообразователя, которые, как отмечалось выше, исторически были разделены, расположены друг за другом в соответствии с хронологическими рамками документов, сведения по истории учреждения и изменения названий и подведомственности даны только один раз в первом фонде.
В подразделе «Печать» сосредоточены фонды редакций и издательств, независимо от их ведомственной принадлежности (в соответствующей ведомственной системе дана отсылка). Первыми даны фонды учреждений, имевших функции управления, затем фонды издательств, редакций журналов.
В подразделе «Международные отношения» фонды систематизированы по хронологии и смысловым группам.
В подраздел «Религия» наряду с государственным органом, регулирующим взаимоотношения государства и Церкви, включены находящиеся на хранении в архиве фонды высших церковных органов.
Четвертый раздел путеводителя «Фонды общественных организаций РСФСР» состоит из трех подразделов:
В подразделе «Профессиональные союзы» фонды сгруппированы по отраслям, в соответствии с общей схемой Путеводителя. Документы и отдельные фонды местных (профсоюзных) комитетов министерств, ведомств и других учреждений находятся в отраслевых разделах и фондах соответствующих учреждений.
В подраздел «Кооперативные организации» для удобства пользования включены фонды государственных учреждений, ведавших кооперативными организациями. Фонды систематизированы по дате создания фондообразователя.
Фонды общественных объединений подразделены по виду и роду деятельности (общественно-политические организации и партии, объединения научные, научно-просветительные и художественные, взаимопомощи и социальной защиты, научно-медицинские, спортивные), а внутри по хронологии.
В пятом разделе путеводителя «Архивные коллекции» описания коллекций даны по хронологии.
Характеристика каждого фонда включает название фонда, перечень изменений названий и подчиненности учреждения или ведомства, крайние даты его деятельности, краткую историческую справку, аннотацию о составе и содержании документов фонда, справочные сведения о фонде.
В названиях фондов указано последнее (на момент ликвидации или последней даты документов, сданных в архив) полное и официально принятое сокращенное наименование организации, ее подведомственность и крайние даты деятельности. Если организация действующая, проставлен лишь год образования. Если какая-либо дата неизвестна частично или полностью, то на месте неизвестных цифр проставлены знаки «?». Сокращенные названия учреждений и организаций, приведенные в скобках, даны в именительном падеже. Дата, установленная по косвенным данным, заключена в квадратные скобки.
При установлении даты окончания деятельности современных учреждений-фондообразователей, т.е. хронологических границ архивных фондов, учитывались дополнительные факторы, а именно: изменение государственного статуса Российской Федерации, изменение политической основы государства, изменение форм собственности, на которых основана деятельность учреждений. Так, документы Верховного Совета РСФСР с 1990 г., а документы Совета Министров РСФСР с 1991 г., которые еще не поступили на хранение в ГА РФ, составят новые архивные фонды и войдут в следующие тома путеводителя по ГА РФ.
Для объединенных архивных фондов, т.е. фондов содержащих документы нескольких фондообразователей, приведено принятое в архиве обобщенное название фонда. Крайними датами деятельности в таком случае указаны дата образования самого раннего фондообразователя и дата ликвидации последнего.
Местонахождение учреждения или организации указывается только в том случае, если это не Москва и не Петроград (Ленинград).
Название архивной коллекции отражает признаки подбора включенных в ее состав документов.
За названием фонда приведены все переименования и изменения подведомственности учреждений и ведомств. Указаны крайние даты (только годы) каждого названия. Изменения названий и подведомственности прослежены только до последнего переименования или изменения подведомственности, отраженных в документах, принятых на хранение в ГА РФ.
В исторической справке даны краткие сведения об организации, преобразованиях, функциях и компетенции (если она не ясна из названия учреждения), ликвидации учреждения с указанием дат правовых актов.
При наличии нескольких правовых актов за основу взята дата акта высшего законодательного органа (декрет, постановление ВЦИК, Закон, Указ Верховного Совета РСФСР), если таковой отсутствует, то указана дата постановления или распоряжения Совнаркома – Совета Министров РСФСР, приказ вышестоящей организации. При отсутствии правовых актов даты деятельности определены на основании документов фонда самой организации, по косвенным данным.
Датировка до 1(14) февраля 1918 г. дана по старому (в скобках по новому) стилю. После 1 (14) февраля – по новому стилю.
Дополнительные сведения по истории высших органов государственной власти и центрального управления РСФСР содержатся в изданном ЦГА РСФСР справочнике «Высшие органы государственной власти и органы центрального управления РСФСР (1917–1967 гг.)». М., 1971, а за более поздний период – в имеющемся в архиве каталоге «История государственных учреждений РСФСР и Российской Федерации».
Аннотация состава и содержания документов фонда не ставит задачу предложить исчерпывающую информацию о документах. Деятельность многих учреждений была столь многогранной, круг вопросов, нашедших свое отражение в документах, так велик, что в рамках путеводителя перечислить их все не представляется возможным.
Наличие аннотации, ее полнота, структура и степень детализации зависят от уровня и компетенции учреждения-фондообразователя, хронологических рамок и сохранности его документов, их организации в фонде.
Для фондов высших органов государственной власти и органов центрального управления (ВЦИК, Совет Министров, СНХ, наркоматов-министерств, государственных комитетов и главных управлений, подчиненных правительству), т.е. учреждений, обладающих самой широкой компетенцией, в начале аннотации дан перечень их структурных подразделений, представленных в фонде с указанием крайних дат документов. Это дает представление об основных функциях фондообразователя, полноте фонда. Названия структурных подразделений соответствуют названиям, приведенным в описях, и, как правило, отсистематизированы по видам: канцелярия, секретариат, главные управления, управления, отделы, секторы, инспекции и т.д.
Для объединенных фондов, содержащих документы нескольких фондообразователей, структурные подразделения, по возможности, даны отдельно по каждому учреждению. Для объединенных фондов, в состав которых входят документы подведомственных организаций, например: «Министерство... и его промышленные объединения», перечислены названия организаций с крайними датами документов, представленных в фонде.
В аннотациях на фонды учреждений и организаций, имеющих более узкие, однородные функции (главные управления, управления наркоматов-министерств), сведения о структуре не даны, в силу однотипности ее построения во всех звеньях государственного аппарата.
Наличие в фондах документов профсоюзных (местных) комитетов соответствующих учреждений в аннотации, как правило, не оговорено.
При перечислении структурных подразделений в фондах с большим количеством описей номера описей не указывались, в связи с различной (смешанной) организацией документов в составе одного фонда (структурно-хронологической, хронологически-структурной, по видам документов). К большинству фондов, имеющих сложную систематизацию документов, в архиве имеются соответствующие указатели, реестры описей.
Далее в аннотации следует перечисление основных видов документов, содержащихся в фонде, с указанием их хронологических рамок и перечень основных вопросов, тем, событий, отраженных в документах. Если в фонде имеются документы каких-либо других фондообразователей, то после слов «В фонде отложились...» следует их перечисление с указанием видов и хронологических рамок документов.
Более подробно даны характеристики документов в аннотациях к таким объемным и сложным по структуре фондам, как фонды ВЦИК, СНК РСФСР, НКВД РСФСР, Наркомат по делам национальностей РСФСР, Наркомат просвещения РСФСР, Наркомат здравоохранения РСФСР, Наркомат рабоче-крестьянской инспекции РСФСР, Министерство юстиции РСФСР и др., особенно за ранние годы, когда новый государственный аппарат находился в стадии становления, не были отрегулированы функции и взаимодействие отдельных его структур, не было единообразной унифицированной системы делопроизводства. В связи с этим состав и содержание документов за этот период чрезвычайно разнообразен и разнороден. Документы в этих фондах аннотируются по описям или структурным подразделениям с указанием номера описи, ее объема и хронологических рамок документов. Порядковый номер описи может быть большим общего количества описей в фонде, в связи с тем, что после переработки, выбытия по различным причинам описей из фонда, оставшиеся описи не перешифровывались. Если функции учреждений, а соответственно и состав документов, существенно изменялись на протяжении их существования (Наркомпрос РСФСР, НК РКИ РСФСР), аннотация построена по хронологическим периодам.
Характеристика документов фондов республиканских органов управления отраслями промышленности, сельского, лесного, водного хозяйства, геологией, строительством, транспортом, связью, торговлей, снабжением, жилищно-коммунальным хозяйством и бытовым обслуживанием, особенно тех, которые сформировались позднее, к концу 30-х годов, дана более сжато. В указанных разделах путеводителя не аннотировались документы учреждений и организаций, подведомственных центральным органам управления (главных управлений, управлений, объединений, трестов, контор, баз, инспекций, научно-исследовательских институтов, лабораторий, станций и т.д.), которые в силу особенностей комплектования и фондирования представлены самостоятельными фондами. Документы этих организаций отражают деятельность по руководству определенными, узкими отраслями, подотраслями, отдельными их направлениями, что явствует из их названий. Состав документов этих фондов является типовым: приказы и распоряжения, положения и уставы, стенограммы отраслевых совещаний и конференций, производственных совещаний, промфинпланы, планы и отчеты о работе, по основной деятельности, по труду, капитальному строительству, внедрению новой техники, рационализации и изобретательству, повышению квалификации, стандарты и технические условия на изготовляемую продукцию, титульные списки и акты ввода в эксплуатацию объектов строительства, балансы производственных мощностей, списки подведомственных предприятий, акты приема-передачи их в другие ведомства, паспорта предприятий, сметы расходов, штатные расписания, документы по личному составу.
Для фондов научно-исследовательских, опытных учреждений и организаций, наряду с организационно-распорядительной и планово-отчетной документацией, характерно также наличие тематических планов, программ, отчетов о научно-исследовательских работах, отчетов по научным темам, протоколов технических совещаний, отчетов подведомственных опытных хозяйств.
Следует отметить, что фонды всех указанных организаций не содержат полного комплекса перечисленных документов. Большая часть фондов малообъемна и содержит, в основном, документы по личному составу. Деятельность данных учреждений отражена в документах вышестоящих организаций, там же отложился и ряд их документов. Аннотации составлены к фондам учреждений, документы центральных органов управления которыми не хранятся в ГА РФ.
Сведения о наличии в фонде документов иного фондообразователя отмечены во всех без исключения фондах.
В аннотациях иногда приведены сведения о наличии документов фондообразователя в фондах других государственных архивов.
В конце 60-х гг. ряд фондов ГА РФ, в том числе вошедших в путеводитель, был отправлен на хранение в Центр хранения страхового фонда в г. Ялуторовск Тюменской области, о чем также сделана отметка в аннотации.
Справочные сведения о фонде содержат: номер фонда, количество описей в фонде, объем фонда в единицах хранения (делах) и крайние даты документов, объем и крайние даты документов по личному составу, если таковые имеются в фонде.
Фонды, номера которых начинаются с буквы «Р» (фонды бывшего ЦГАОР СССР) и фонд 10010 хранятся в архивохранилищах на ул. Большая Пироговская, 17; остальные фонды и фонды с номерами, включающими букву «А» (бывшего ЦГА РСФСР) – в архивохранилищах на Бережковской набережной, 26.
Количество описей в фонде включает сведения обо всех описях, в том числе об описях на документы по личному составу и документы, находящиеся на секретном хранении.
Объем фонда также включает данные обо всех документах фонда общего, секретного характера, документах по личному составу.
К путеводителю составлены: содержание, соответствующее схеме систематизации фондов в справочнике; список сокращенных слов; схема-указатель фондов учреждений и организаций, подведомственных ВЦИК, Совету Министров РСФСР, Госплану РСФСР; указатель фондов государственных учреждений и общественных организаций РСФСР, вошедших в Путеводитель; именной и географический указатели; указатель фондов по номерам; список фондов, передаваемых в другие архивы.
Указатель фондов государственных учреждений и общественных организаций РСФСР состоит из двух частей: фонды государственных учреждений, фонды общественных организаций. В указатель включены все названия и переименования учреждений и организаций-фондообразователей, с указанием последней соответствующей данному названию ведомственной подчиненности. Названия учреждений и организаций систематизированы сначала по алфавиту видов учреждений, внутри по алфавиту официальных полных названий учреждений. Отсылка дана к номеру фонда и страницам справочника. Названия учреждений и организаций, встречающихся в характеристиках фондов, в указатель не вошли.
В ГА РФ имеется Автоматизированная база данных «Фонды ГА РФ по истории РСФСР», позволяющая осуществлять поиск фондов и документов по различным критериям, в частности по всем упомянутым в путеводителе названиям учреждений и организаций.
Представленный в путеводителе комплекс документов по истории РСФСР в настоящий момент представляет большой интерес для научной общественности, так как содержит обобщенную информацию о целом ряде новых фондов и документов как вновь поступивших за последние годы, так и не представленных в предыдущих справочниках в силу их секретного хранения и ряда ограничений, препятствующих их использованию.
Объединение в одном путеводителе большинства фондов учреждений РСФСР позволяет более целостно представить историю России после октября 1917 г., существенно облегчает поиск информации.
Включение в путеводитель сведений о документах по личному составу имеет значение для практической, справочной работы.
Ответственный редактор издания — доктор исторических наук С.В. Мироненко.
Основная часть работы проделана составителями А.В. Добровской, Т.Н. Котловой, к.и.н. О.Н. Копыловой, к.и.н. А.П. Пшеничным, В.В. Панкратовой, Г.П. Тихачевой, к.и.н. А.Л. Райхцаумом, В.И. Широковым, А.Н. Голяковым, к.и.н. В.П. Наумовым, к.и.н. Б.Ф. Додоновым, С.В. Сомоновой, М.Н. Беловой, А.В. Костенецким, к.ф.н. М.Е. Голостеновым.
В подготовке принимали участие И.Ю. Горбунов, Г.Н. Иофис, Л.Г. Аронов, И.М. Демина.
Указатели подготовлены: Указатель фондов государственных учреждений и общественных организаций РСФСР – Т.Н. Котловой; именной – О.Н. Копыловой; географический – В.И. Широковым.
Ввод информации в Автоматизированную базу данных осуществляли В.В. Панкратова, О.В. Теренина, Ю.В. Семенова, Л.А. Роговская (руководитель группы).
Т.Н. Котлова
[1] Сборник руководящих материалов по архивному делу. М., 1961., с. 12.
[2] Максаков В.В. История и организация архивного дела в СССР. М., 1969., с. 122.
[3] ГА РФ, ф. Р-1235, оп.38, д.84.
[4] Сборник руководящих материалов по архивному делу. М., 1961., с. 109-111.
[5] Сборник руководящих материалов по архивному делу. М., 1961., с.27-28.
[6] ГА РФ, ф. Р-5142, оп.1, д.2; оп.3, д. 12, лл.22-27.
[7] ГА РФ, ф. Р-7532, оп. 4, д.3, л.17.
[8] ГА РФ, ф. Р-5446, оп.1, д. 184, лл.390-425.
[9] Хронологическое собрание законов, указов Президиума Верховного Совета и постановлений правительства РСФСР. М., т.6., 168.
[10] ГА РФ, ф. А-309, оп.1, д.1, лл.1-2.
[11] ГА РФ, ф. А-309, оп.1, д.1, лл.5-8.
[12] Собрание постановлений правительства РСФСР. 1961, № 31, ст. 145.
[13] Собрание постановлений правительства РСФСР. 1963, № 13, ст.912.
[14] Собрание постановлений правительства СССР. 1961, № 12, ст.98.
[15] Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1991, № 48, ст. 1696.
[16] Ведомости Верховного Совета РФ. 1992, № 41, ст. 2279; Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1994, № 12, ст. 878.
[17] Постановление правительства Российской Федерации от 24 июня 1992 г. № 430.
[18] Распоряжение правительства Российской Федерации от 28 апреля 1992 г. № 809-Р.
Researcher's Introduction to the Russian State Archive
Jeffrey Burds
This volume represents the first comprehensive survey ever published of holdings on the history of the Russian Soviet Federal Socialist Republic in the collections of the State Archives of the Russian Federation.[1] As such, it is likewise the first comprehensive republic-level guide to collections ever published from the former Soviet Union. The collections offer invaluable insight into the operations and function of state and public institutions in the Soviet Union's largest republic, the Russian Soviet Federal Socialist Republic (RSFSR) . The Russian Republic encompassed a land mass from Petersburg to Sakhalin, from the North Pole to Stavropol, spanning eight time zones. In 1990, the Russian Republic contained 51.4 percent of the Soviet population, 76.2 percent of all Soviet territory, and accounted for 61.1 percent of the Soviet Union's annual Gross National Product.[2] Unlike so-called all-union central state archives of the Soviet period, which were generally divided by scope or content, this republic archive contains consolidated and integrated collections detailing the history of nearly every aspect of the Russian Republic's seventy-year existence: economic, political, institutional, administrative, social.
Comprising more than 1.5 million archival units ( dela ) – 30 percent of the all files preserved at the State Archives of the Russian Federation ( Gosudarstvennyi Arkhiv Rossiiskoi Federatsii , or GA RF) – these holdings consist of materials assembled from collections relevant to the history of the Russian Republic during the Soviet era, 1917–1991. While the institutions of the Soviet Russian Republic were limited to these dates, the documents themselves both precede and extend beyond the Soviet period.
The current guide includes changes wrought by a fundamental reorganization of the Russian Federation archives to create a far more integrated and ordered structure of collections. The reorganization has indeed been far-reaching. For instance, there were 533 collections in TsGA RSFSR when this project started; as a result of this reorganization, 212 additional collections devoted to the history of the Russian Republic were stripped from the TsGAOR SSSR – Soviet holdings.[3] In all, this volume now contains a description of 745 collections, most of which are fully declassified and available for research.[4]
Alas, the integration of these collections is thematic, not physical: while the holdings of the Russian Federation archives are seamlessly integrated in this volume, the obstacles to actual physical relocation of the 212 new collections to the repositories at 26 Berezhkovskaia Naberezhna proved insurmountable. To assist researchers, a simple formula has been adopted in collection identification numbers, the prefix "A-" before a fond number indicates that the collection is physically located in repositories at 26 Berezhkovskaia Naberezhna; while the prefix "R-" indicates physical location at the repository at 17 Bol'shaia Pirogovskaia Street. Five fondy numbered 10001, 10002, 10004, 10005, 10011 are likewise located at 26 Berezhkovskaia Naberezhna, while f . 10010 is located at Bol'shaia Pirogovskaia.
While this thick volume represents a comprehensive guide to the collections of the Russian Federation, there are definite restrictions and limitations. For instance, two wholly secret collections (ff. A-462 and A-669, related to national defense issues of the Russian Republic) have been included in the fond list, although in compliance with formal restrictions in the State Secrets Act of August 1993, there are no annotations to describe the contents of these still-classified collections. Moreover, forty personal collections currently preserved in TsGA RSFSR have been excluded from this survey altogether, and will be included in a comprehensive guide to GA RF's personal collections to be published in a separate volume in this series. Finally, the efforts at re-integration of recent years have led to the transfer of forty-one collections formerly located at TsGA RSFSR to the jurisdiction of two other archives, the Russian State Archive of Scientific-Technical Documentation (RGANTD), and the Archive of the President of the Russian Federation. A list of these collections appears at the end of this volume.
Besides a detailed survey of collections, there are seven indexes in this volume which will be of particular importance to scholars: an index of surnames; a geographical or place index; an index of abbreviations; a numerical list of all collections in TsGA RSFSR; a list of collections in TsGA RSFSR which have been transferred to the jurisdiction of other archives; an index of collections of state institutions and social organizations, included in the guide book; and a scheme-index of collections of institutions subordinated to the VTsIK, Gosplan and Cabinet Council of the RSFSR.
Brief History of the Collection
As the Soviet Union's largest republic, and as the seat of the Soviet central government, the Russian Republic has been largely inconsistent in preserving the integrity of its state institutional collections since 1917. For the most part, the archives of the Russian Republic have usually been absorbed into competing central state archival collections of the Soviet Union, which presented Russian archivists in the post-Soviet era with the monumental task of reorganizing and re-establishing the integrity of archives restricted to the history of the Russian Republic.[5]
Despite its dominant role, and in contrast to most of the other Soviet republics, the Russian Republic did not for a long period of Soviet history have its own central state archive for the preservation of documents of republic institutions, a fact which led to the dispersion of Russian Republic materials among various central, all-union Soviet archives: mainly the Central State Archive of the October Revolution, Higher Organs of State Power and Organs of State Administration of the USSR ( TsGAOR SSSR ), the Central State Archive of the National Economy ( TsGANKh SSSR ), the Central State Archive of Literature and Art ( TsGALI SSSR ), and the Central State Archive of the Soviet Army ( TsGASA SSSR ).
The State Archive of the Russian Soviet Federal Socialist Republic (GA RSFSR) was established in September, 1920 and existed till 1925. One of department was called the Archive of the October Revolution, or AOR (later in various years known as the Central Archive of the October Revolution, or TsAOR; the Central State Archive of the October Revolution and Socialist Construction, or TsGAORSS; the Central State Archive of the October Revolution, Higher Organs of State Power and Organs of State Administration of the USSR, or TsGAOR SSSR – see also Research Guide, volume 1, Introduction, page III, footnote 4). For most of the Soviet era, the Central State Archive of the October Revolution – from October 1920, a mere department in the archival administration, and from May 1923, an independent central republican archive – had the dual role of preserving documents relevant to the history of the Bolshevik revolution, as well as serving as the main repository for central state Soviet institutions and agencies. From 1929, the October Revolution Archive's status as official repository of documents of the Soviet state and the RSFSR became official and compulsory. As a result, the archives of the Russian Republic continued to exist under the rubric of the 'all-union' ( obshchesoiuznye ) collections of TsGAOR SSSR.
By the beginning of the Great Patriotic War (1941–1945), the voluminous collections at TsGAOR had grown so massively that other central state archives were created or expanded to absorb specific types of documents. This consisted largely of the centralization of RSFSR documents devoted to the Far East in TsGA RSFSR in Tomsk; the transfer of materials directly related to Russian and Soviet cultural history to the Central State Archive of Literature and Art; the transfer of film and photographic collections to the Central State Archive of Kino-Photo Documents; and creation the Red Army Archive (later TsGASA SSSR) and TsGANKh SSSR in 1925 and 1961 respectively.
The practice of absorbing the documents of the Russian Republic directly into TsGAOR SSSR was ended only on 10 May 1957. On 3 August 1957, the Central State Archive of the Russian Republic was officially established by decree of the Cabinet Council of the RSFSR. The formation of the archives of the Russian Republic began largely with the concerted effort to consolidate in TsGA RSFSR only the records of those institutions and agencies which had ceased to exist, a process more or less completed by 1962. Active agencies and most republic-level departmerits subordinated to the jurisdiction of all-union Soviet institutions — continued to consolidate their collections in central state archives. This was remedied only in a decree of the government of the Russian Federation, dated 28 April 1992, which ordered the establishment of a new State Archive of the Russian Federation, consolidating its holdings in three departments: documents of the history of Russian state institutions before November 1917; documents of the history of Soviet state institutions after November 1917; and documents of the history of the RSFSR.
The complex, often contradictory history of the archives of the Russian Federation point toward certain concrete conclusions as scholars develop tactics for their own themes of research. For scholars who specialize in the history of the Soviet Union in the revolutionary era, the 1920s or after 1955, it is crucial to emphasize that TsGA RSFSR has become the main repository for Soviet administrative records in the Russian Republic. This was largely due to the fact that these eras were marked by considerable administrative decentralization in the Soviet Union: the republics, not the Soviet leadership, served as the primary administrative nexus. In the early Soviet era, the pre-history to the creation of the central command system was marked by a distinct emphasis on republic-level over all-union or Soviet administration. During Khrushchev's decentralization campaign, moreover, many vital state functions were shifted from all-union ( soiuznye ) to republican ( republikanskie ) organs. Hence, for the 1950s and 1960s, the collections of GA RF on the Russian Republic history is a critical source for scholars, and often has a more complete collection of materials than can be found in any central state archive.
Survey of Holdings in the Russian State Archive
Owing largely to the impetus to re-organize archives pertaining to the governing of the Russian Federation, 1917–1991, the collections of the Central State Archives of the Russian Federation now represent for the first time a coherent integration of Russian republic-level institutions.
This survey of holdings is organized into five main categories. Chapter One ( 68 fondy ) is devoted to collections of the chief administrative organs ( vyshie organy ) of the Russian Republic. These include the records of the RSFSR executive committee or ispolkom (VTsIK), (including the files of the President, the Presidium, and the Secretariat of the RSFSR); minutes and supporting materials to various Soviets congresses; and the records from various republic-level administrative departments which reported directly to the Central Committee (dealing with agitation-propaganda, military preparedness, urban planning, public health, provisions, finances, social order, and numerous other departments which handled the day-today administration of the Russian Republic). Researchers will be particularly drawn to the detailed annotated survey of holdings in the Secret section of the Central Executive Committee All-Russia, 1918–1938 ( f . R-1235, op. 140-141). Chapter One also includes a survey of collections of numerous special commissions dedicated to a host of specific concerns and problems: economic, military, agricultural, social. Here one finds, for instance, f. R-6983, the records of a special commission to study and improve labor and living conditions among working class and peasant women in the Russian Republic, 1926–1932. Likewise, one also finds f. R-6990, an extraordinary commission dedicated to the struggle against banditism on the Western front (1921–1922).
Chapter Two (with references to 566 fondy) is devoted to the republic-level agencies of all-union and Soviet ministries, sub-ministries, and departments. These are essentially the republic-level offices of Soviet agencies. Representing nearly two-thirds of the annotations in this volume, the survey of holdings in this chapter offers detailed information on nearly every aspect of Russian political, social and economic life in the Soviet era. By design, the classification of these various agencies corresponds largely to the structure used in a separate volume in this series devoted to the holdings in the Russian State Archive of the Economy (RGAE).[6] This will make it a relatively simple task for researchers interested in a particular sector of the Soviet economy or the operation of a particular ministry to move between all-union collections and separate republic-level holdings on the same theme. Researchers are advised to look at both Soviet and republic collections, as well as oblast' archives and city museums.[7] Generally, republic-level collections will offer less of the all-union perspective, while Soviet central state collections will lack much of the raw material which precedes the sort of documentation crucial to the study of specific regions: regular reports and correspondence with oblast' and raion chiefs, field reports of local agents, etc.
Chapter Three (18 fondy ) presents a survey of collections of the various legal organs in the Russian Republic: the Ministry (or Kommissariat) of Justice, criminal, civil, and arbitration courts, the Russian Supreme Court, the State Procurator's Office, and various special judicial and investigative agencies. The largest collections in this category are f. A-353, the files of the Soviet Ministry of Justice in the Russian Republic, 1917–1963, and f. A-428, the files of the RSFSR's Supreme Court, 1935–1971. In addition, of particular interest to researchers will be the long-neglected records of the Revolutionary Tribunal during the early Soviet period (f. R-1005). Researchers should look closely at the annotations describing the largely unexplored documents of the Soviet Procurator's office in the Russian Republic from the middle of the Stalin era to the very end of the Soviet period (f. A-461). Here, scholars will find documents pertinent to a wide range of themes.
Chapter Four describes the collections of 138 public organizations in the Russian Republic. These include professional unions or profsoiuzy in every sector of the Russian labor force, cooperative organizations, scholarly, artistic and educational associations, as well as scientific and medical conferences and agencies, sports associations, social clubs, women's societies, etc.
Finally, Chapter Five presents a survey of six unique collections preserved in the Russian Federation's archives at TsGA RSFSR. These include f. A-667, a collection of invaluable materials on the first presidential elections in the Russian Federation in 1991. The other special collections are devoted to unrelated issues: about 270 files of miscellaneous holdings too small to form their own collections and falling outside of the rubric of existing ones; documents related to the planning and construction of the Volga-Don River canal system, 1918–1952; the protocols of sessions of Vesenkha – the Supreme Council of the National Economy, 1918–1928; documents related to the search in Kaliningrad for valuable museum pieces which disappeared during the Second World War; and documents of the Council of the National Economy regarding the Soviet defense industry in the Russian Republic, 1957–1965.
Three final recommendations are appropriate for researchers intending to work at the Central State Archives of the Russian Federation. First, although the archives of the Russian Federation are ostensibly limited to the collections of central state organs at the republic level, they nonetheless contain immense and voluminous local materials – reports and investigations in local areas that, at least in the 1920s and again in the 1950s, were transmitted directly to Moscow. In many cases, extant copies in TsGA RSFSR are the only remaining copies of such local reports. Consequently, scholars who seek to study any aspect or region in the history of the Russian Republic might well begin research at the archives of the Russian Federation. Second, besides studying the materials and collections in the Russian Federation's archives, researchers should consult other former Soviet archives for additional documents on the operation of the higher organs of the Russian Republic. These include especially the GA RF Soviet collections, as well as the collections of the Russian Center for the Preservation and Study of Documents of Contemporary History (RTsKhIDNI), the Center for the Preservation of Contemporary Documentation (TsKhSD), and the Russian State Archive of the Economy.[8] The operative principle here is to rely on Soviet bureaucratic patterns of redundancy: multiple copies of documents can almost always be found. And the corollary: documents which may have been removed, lost, destroyed, misfiled or reclassified in one archive may be available for research in another; one should never assume that the collection in one archive is complete. Third, and finally, only a patient and systematic sweep of materials will be likely to render success. Especially for the 1920s, the collections of the archives of the Russian Republic are to a large degree reflections of the Soviet bureaucratic chaos of the era: files ( dela ) labeled one way will often, for instance, include crucial materials on other unrelated subjects. Readers are encouraged to use their imaginations and to select target files broadly. Scholars should plan to pour through many more files than initially expected, and from this broad base work to ferret out what is essential to their own narrower themes of research.
Access and Working Conditions
The main collections and reading room of TsGA RSFSR are located at 26 Berezhkovskaia Naberezhna, Moscow 121059. The archive's telephone/fax is (495) 240-32-54. The nearest metro station is Kievskaia. Near this station take any bus south (towards Moscow State University) to the fourth stop. For a reader's pass to the archive, and for access materials, scholars must first visit the main offices of the State Archives of the Russian Federation, located at 17 Bol'shaia Pirogovskaia ul., Moskva, 119817. ( tel. : (495) 245-81-41; FAX: (495) 245-12-87; or, by electronic mail: garf@statearchive.ru). Visit the propusk office to the right inside the main entrance, where each foreign scholar is expected to present his or her passport, visa, a letter of introduction from a sponsoring Russian institution, and complete a short application form. As of this writing, personal computers are allowed into the archive's Reading Room with formal written permission, obtained in advance. Because such rules are subject to change, readers with computers should check with archival officials for a specific statement on current policies regarding computer use. Xerox and microfilm copies of documents are generally available, though turnover time will be affected by user demand and the size and complexity of individual orders. Readers who intend to carry copies of archival materials abroad are strongly advised to obtain expressed written permission to do so from GARF.
While most materials have been declassified, there are still some exceptions. Two fondy , though noted here in the list of collections, are still classified in their entirety as of late-1995, and therefore lack detailed descriptive materials. Besides these restrictions imposed by the terms of the Russian Federation's State Secrets Act of 1993, certain obstacles to research may be encountered. These are associated with the rights of private individuals and the 75-year prohibition on unauthorized access to materials of a personal nature ( dokumenty lichnogo proiskhozhdeniia , referring to prava lichnosti or 'individual rights of privacy'). To give readers some notion of the proportion of materials in any collection deemed to be of a personal and possibly sensitive nature, the editors have also indicated the number of such dokumenty po lichnomu sostavu .
To obtain the right to use still-classified materials generally concentrated among more recent documents (less than thirty years old), a researcher must appeal for declassification of materials by applying through GA RF to the appropriate department (or vedomostvo ) which now controls access to those documents. For example, to release crime data from ten years ago, the researcher would apply through GA RF to the Ministry of Internal Affairs. For access to a specific court case, the researcher would apply to the Ministry of Justice. Scholars are advised that this process generally requires a minimum of six months. To begin, it is best to write a petition to the Director of the State Archives of the Russian Federation with a general summary of one's theme of research, a detailed description of the materials required, and the specific purpose for their use.
Each entry in this volume provides basic information needed to judge the size and contents of each collection. Besides institutional or collection title, each entry contains fond identification number ( f ); the quantity of inventory lists or opisi in the collection ( op. ); the number of archival units or edinitsy khraneniia (ed. khr.) , dates of the collection or krainye daty (kr. daty) as well as chronological range of the documents contained therein ( daty dokumentov ).
Besides this volume, readers are encouraged to consult the myriad in-house guides and card-files to numerous collections preserved at the archives of the Russian Federation. Though not exhaustive, the thematic guides in the Reading Room at former TsGA RSFSR can be quite helpful.
The principal editor of the Russian text is S.V. Mironenko, director of GA RF. The survey of collections in this volume was prepared mainly by A.V. Dobrovskaia, T.N. Kotlova (supervisor), O.N. Kopylova, A.P. Pshenichnyi, V.V. Pankratova, G.P. Tikhacheva, A.L. Raikhtsaum, V.I. Shirokov, A.N. Goliakov, V.P. Naumov, B.F. Dodonov, S.V. Somonova, M.N. Belova, A.V. Kostenetsky, and M.E. Golostenov. Others who assisted in the preparation of this volume were A.I. Barkovets, I.Ju. Gorbunov, G.N. Iofis, L.G. Aronov, I.M. Demina. T.N. Kotlova prepared the index to collections of state institutions and social organizations of the RSFSR; the index of collections of state institutions and social organizations and the scheme-index of collections of institutions, subordinated to VTsIK, Gosplan and Cabinet Council of the RSFSR. O.N. Kopylova prepared the name index, and V.I. Shirokov prepared the geographical index. The computerized dataset that provided the basis for this volume was prepared by V.V. Pankratova, O.V. Terenina, Ju.V. Semenova, and L.A. Rogovskaia.
[1] These holdings were placed under the jurisdiction of the State Archives of the Russian Federation (Gosudarstvennyi Arkhiv Rossiiskoi Federatsii, or GA RF) in a merger of 28 April 1992. The new institution's first director, S.V. Mironenko, now manages the pre- and post-revolutionary collections of the former Central State Archive of the October Revolution (Tsentral'nyi Gosudarstvennyi Arkhiv Oktiabr'skoi Revoliutsii or TsGAOR SSSR) as well as the Central State Archive of the RSFSR. This is the second in a multi-volume survey of the vast collections of GA RF. For a survey of GA RF's rich pre-1917 collections, see Gosudarstvennyi Arkhiv Rossiiskoi Federatsii, Putevoditel'. Tom 1. Fondy Gosudarstvennogo Arkhiva Rossiiskoi Federatsii po istorii Rossii XIX – nachala XX vv., ed. G.L. Freeze and S.V. Mironenko (Moscow-Pittsburgh, 1994).
[2] See the aggregate data presented in Susan Senior Nello, «The Food Situation in the ex-Soviet Republics", Soviet Studies Volume 44, No. 5 (1992), p. 859.
[3] Since the merger of 28 April 1992, TsGA RSFSR no longer exists; readers and scholars should always cite the consolidated GA RF when referring to specific holdings in scholarly references.
[4] Veteran researchers at TsGA RSFSR or scholars pursuing references from works published before the recent reorganization need not be alarmed. GA RF archivists did not change old fond numbers during the reorganization, but only created new collections. Consequently, old fond references and citations are still valid.
[5] Tatiana Kotlova's informative Russian-language introduction ("Predislovie") to the current volume contains a detailed chronicle of the complex history of collection at TsGA RSFSR and TsGAOR SSSR. Western scholars are strongly advised to read that Introduction closely for a better understanding of the holdings in these important archives, as well as for a better understanding of the complex history of the central state archival system of the former Soviet Union.
[6] For a survey of Soviet economic institutions and agencies, see Rossiiskii Gosudarstvennyi Arkhiv Ekonomiki, Putevoditel'. Volumes 1-2, ed. W.J. Chase, J.P. Burds, S.V. Prasolova, A.K. Sokolov and E.A. Tiurina (Moscow-Pittsburgh, 1994–1995). For a survey of Soviet-era materials from local collections within the Russian Republic, see the appropriatguides to oblast' archives: e.g., Glavnoe Arkhivnoe Upravlenie pri Sovete Ministrov RSFSR, Spravochnik po fondam Tsentral'nogo Gosudarstvennogo Arkhiva Moskovskol oblasti i ego filiala v g. Bronnitsy, ed. M.V. Krivenko (Moscow, 1983).
[7] The best guide to those oblast' and city archives is P.K. Grimsted, ed. Archives in Russia, 1993. A Brief Directory (Moscow-Washington, 1993). This useful guide is regularly updated in an on-line directory available on ArcheoBiblioBase. In addition, see Glavnoe arkhivnoe upravlenie pri Sovete Ministrov SSSR. Vsesoiuznyi nauchno-issledovatel'sky institut dokumentovedeniia i arkhivnogo dela, Gosudarstvennye arkhivy SSSR. Spravochnik. Parts 1-2 (Moscow, 1989). For a. recent and comprehensive guide to museums in the Russian Republic, see Ministerstvo kul'tury SSSR and Tsentral'nyi muzei revoliutsii SSSR. Istoricheskie i kraevedcheskie muzei SSSR. Katalog (Moscow, 1988).
[8] For a survey of materials on the history of the Communist Party of the Soviet Union, see Rossiiskii tsentr khraneniia i izucheniia dokumentov noveishei istorii, Kratkii putevoditel’. Fondy i kollektsii, sobrannye Tsentral’пут partiinym arkhivom, ed. J.A. Getty and V.P. Kozlov (Moscow-Pittsburgh, 1993).