Вы здесь

I. Высшие учреждения

Российский государственный архив древних актов

Раздел включает характеристики на комплексы документов учреждений, составлявших на протяжении XVIII в. систему высшего государственного управления.

Характеристики сгруппированы в соответствии с местом учреждения-фондообразователя в системе государственного аппарата: личные императорские канцелярии, высшие учреждения при монархах, Ближняя канцелярия, Сенат, сенатские учреждения (Коллекции документов Сената и сенатских учреждений составляют особый подраздел), синодальные учреждения.

Материалы высших правительственных учреждений XVIII в. на протяжении XVIII- н. XX вв. находились в различных исторических и ведомственных архивах * . В Архиве Оружейной палаты с н. XVIII в. хранилась часть документов Ближней канцелярии; в архиве Зимнего дворца находились материалы Канцелярий статс-секретарей; в 1880-х последние были перевезены в Москву и стали частью Московского отделения Общего архива Министерства императорского двора. В Московском архиве Коллегии иностранных дел (позднее МГАМИД) хранились, ввиду особой важности, материалы Конференции при высочайшем дворе, Кабинетов Петра III и Павла I. Московский Разрядный архив хранил дела по управлению Малороссией, документы Канцелярии московских герольдмейстерских дел и Московской печатной конторы. В Московском Сенатском архиве хранились дела императорских «кабинетов», Ближней канцелярии, Верховного тайного совета, Канцелярии Сената, канцелярий – Сенатского правления, Тайной, Генерал-прокурора, Генерал-рекетмейстера,Межевой экспедиции, Московской Сенатской типографии и др. В дальнейшем они слились в Разрядно-Сенатский архив. В Петербургском Сенатском архиве хранились материалы Верховного тайного совета, Конференции при высочайшем дворе, обширные комплексы документов Канцелярии Сената, а также сенатских учреждений в основном после реформы 1763 (дела департаментов, генерал-прокурорские, Герольдии); они были большей частью разобраны и отосланы (вместе с хранившимися также в петербургском здании Сената документами ликвидированного Петербургского государственного архива старых дел) в Разрядно-Сенатский архив в 1846–1868. В 1852 московские архивы – Разрядно-Сенатский, Старых дел, Прежних вотчинных дел – слились в МАМЮ. В 1870 туда поступили материалы XVIII-XIX вв. из ликвидированного Архива Московских департаментов Сената. Поэтому к н. XX в. и МАМЮ, и Петербургский Сенатский архив включали документы за оба столетия, несмотря на тенденцию к концентрации в Москве материалов преимущественно до реформы н. XIX в. Фонды ликвидированных после 1917 синодальных учреждений поступили в архивы-предшественники ЦГАДА в 1918–1934. В 1940-х -1960-х после уточнения профиля ЦГАДА и ЦГИА их документы были разделены хронологически по рубежу реформ н. XIX в.

Порядок сдачи документов в архивы, особенности хранения, многократные перемещения из архива в архив (перечень которых отнюдь не исчерпывается данным кратким обзором) и частые организационные изменения в системе архивов обусловили сложность внутренней структуры фондов, разбросанность материалов одного учреждения по разным документальным комплексам и архивам. Это особенно характерно для документов высших учреждений. Одна часть их архива может сохранять структуру делопроизводства, другая – представлять коллекцию документов данного учреждения, одна – самостоятельно учтенный фонд, другая – фондовое включение и т. п. Так, основная часть документов, составляющих архив Сената, в т. ч. дела его I-IV департаментов, сконцентрированы в ф. 248, Сенат и его учреждения, остальные комплексы документов сенатских учреждений (в основном переданные из ЦГИА СССР) являются самостоятельными фондами, например ф. 263, V департамент Сената и ф. 264, VI департамент Сената.

При работе с фондовыми характеристиками в настоящем «здании следует учитывать два момента. Во-первых, по сравнению с Путеводителем выпуска 1946, характеристики на документы одного и того же учреждения (например, ф. 264, VI департамент Сената и ф. 269, Общее собрание Московских департаментов Сената) в нескольких случаях включают иные документы, т. к. в период, прошедший между двумя изданиями, документы XIX в. были переданы из ЦГАДА в ЦГИА СССР, а материалы XVIII в. оттуда получены. Во-вторых, значительная часть документов высших учреждений 1-й пол. XIX в. была передана в Госархив (из МГАМИД – часть материалов Конференции при высочайшем дворе, из Московского Разрядно-Сенатского – часть «дел с известным титулом» и Ближней канцелярии, из Петербургского Сенатского архива и Петербургского архива старых дел – фонды Тайной канцелярии и Тайной экспедиции Сената, документы по управлению Кавказом и Сибирью) и проаннотирована в составе его коллекций в первом томе настоящего издания.