Вы здесь

Политическое управление Наркомата (Министерства) путей сообщения СССР (1919-1922, 1933-1956)

Российский государственный архив социально-политической истории
Ф. 111, 10049 ед. хр., крайние даты: 1917-1956. Фонды 111 (30 описей) и 634 (5 описей)

  Политические управления в народных комиссариатах и других государственных учреждениях-партийно-политические органы, впервые возникшие в годы Гражданской войны по аналогии с политическими органами в РККА. Создавались по решению ЦК партии и непосредственно ему подчинялись. Являлись инструментом проведения политического влияния ЦК на деятельность соответствующих государственных и хозяйственных структур в условиях чрезвычайной ситуации военного времени. Использовались и в невоенный период, что было связано с расширением применения в 1930-х годах чрезвычайных мер для проведения индустриализации, коллективизации, развития оборонной промышленности и т. д. Согласно Уставу ВКП(б) (1934) имели ударные (экстраординарные) задачи поднять уровень управления и политического руководства в отстающей отрасли хозяйства, приобретавшей особо важное значение в жизни страны. Политуправления в сотрудничестве с администрацией занимались решением наиболее острых в данный период организационных и производственных проблем: укрепление дисциплины и порядка на предприятиях, овладение новой техникой и технологией, налаживание материально-технического и продовольственного снабжения и т. д. Сосредотачивали в своих руках руководство политическими отделами, партийными организациями на предприятиях и в учреждениях отрасли, печатью и другими средствами массовой информации, агитации и пропаганды. Политуправления более длительный период сохранялись в государственных структурах, работавших в экстремальных условиях или с полувоенной дисциплиной и организацией (Главсевморпуть, гражданская авиация, морской транспорт и пр.)

  Одним из первых в стране было образовано Политуправление НКПС. В феврале 1919 г. в НКПС был создан политический отдел, в марте 1919 г.-Главное политическое управление железнодорожного транспорта (Главполитпуть), в апреле 1920 г.-Главное политическое управление водного транспорта (Главполитвод). Их создание вызывалось критическим положением транспорта во время Гражданской войны. Политуправления опирались на институт комиссаров и политотделы на отдельных участках транспорта. В 1922 г. политуправления были ликвидированы с передачей функций профсоюзам и организациям РКП(б).

  Политуправление НКПС и политотделы были восстановлены в июле 1933 г. по постановлению Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б).

  По Уставу КПСС 1952 г. Политуправление НКПС работало на правах отдела аппарата ЦК КПСС. Ликвидировано в 1956 г.

Ф. 111, 4165 ед. хр., крайние даты: 1917-1956. Описи 1-17, 20-22, 25; фонд 634, описи 1-3

Делопроизводственные документы Главполитпути и Политуправления НКПС. 

Ф. 111, 5516 ед. хр., крайние даты: 1918-1956. Описи 18, 19, 23, 29, 30

Личные дела сотрудников Политуправления НКПС.

Ф. 111, 293 ед. хр., крайние даты: 1918-1921. Опись 24; фонд 634, описи 4, 5. Политотдел Главного управления водного транспорта.
Ф. 111, 28 оп., 8 ед. хр., крайние даты: 1935-1945. Политотдел железнодорожных войск
Ф. 111, 27 оп., 58 ед. хр., крайние даты: 1943-1946 . Политотдел Главного управления военно-восстановительных работ
Ф. 111, 26 оп., 9 ед. хр., крайние даты: 1946-1947. Политотдел паровозных формирований