Вы здесь
2.1.1. Учреждения общего управления
Позиция в структуре путеводителя
Раздел включает характеристики на комплексы документов учреждений, которые в 1708–1775 функционировали в качестве канцелярий при «правителях» разных административно-территориальных единиц. Состав и взаимное положение этих учреждений со времени образования в 1708 канцелярий при губернаторах неоднократно изменялся – в связи с делением на ландратские доли (в 1715–1719), провинции (с 1719), дистрикты (в 1719–1727), полковые дистрикты (в 1724–1727) – вплоть до складывания в 1727 иерархической системы губернских, провинциальных и воеводских канцелярий, которые действовали в пределах просуществовавшего без изменений до 1775 административно-территориального деления империи по схеме губерния-провинция-уезд.
Положение канцелярий при губернаторах, провинциальных и уездных воеводах (и предшествовавших последним ландратах, земских комиссарах и обер-комендантах провинций) в структуре местных учреждений определялось неизменностью подчиненности органам высшего и центрального управления 1 , а также правом контроля за деятельностью канцелярий и контор при др. действовавших на местах гражданских и военных чиновниках. Состав тех и других в пределах данной территории влиял на сферу компетенции перечисленных учреждений по обеспечению административных, военных, финансовых и судебных потребностей государства. Однако большинство местных учреждений самостоятельно решали лишь отдельные вопросы управления, преимущественно относительно дворцовых крестьян и посадских людей. Преобладающая же часть власти сосредоточивалась именно в учреждениях общеадминистративного профиля на всех этапах их существования, включая период функционирования в 1719–1727 специализированных финансовых органов и судов.
Основными функциями общего управления, развитыми в полной мере в деятельности системы губернских провинциальных и воеводских канцелярий, в области непосредственного осуществления нового феодального правопорядка, были оформление прав владения землями, крестьянами и др. видами имущества, поимка и передача владельцам беглых крепостных, подавление крестьянских волнений и др. форм социального протеста. В тесной связи с ними находились пресечение бегства и уклонения от повинностей мастеровых и посадских людей, рекрут, солдат и иных категорий населения, борьба с «ворами и разбойниками», раскольничеством и сектантством, а также учет населения (за исключением подведомственного дворцовому и церковному управлению). Последний состоял в надзоре за принадлежностью к определенным группам и передвижениями (установление прав на дворянство; положение в подушный оклад и исключение из него; регистрация перевода крепостных из одного имения в другое, их переходов во владение др. помещиков в связи с куплей-продажей и заключением брака, а также освобождения из крепостной зависимости; регистрация записи в купечество и цехи, переселений посадских и однодворцев; выдача паспортов), в сборе сведений об изменениях численности сравнительно с ревизскими данными 2 и т. п.
Канцелярии правителей отдельных административно-территориальных единиц осуществляли также: ознакомление населения с правительственными распоряжениями и приведение к присяге; руководство учетом дворян – кандидатов на дворянские должности, медицинским освидетельствованием и отправкой военнослужащих к полкам, подготовкой недорослей, определением на учебу и службу детей духовенства, канцелярских служителей и солдат, ходом рекрутских наборов и наборов работных людей, снабжением воинских частей; контроль за сословными службами, повинностями и самоуправлением посадских людей, крестьян дворцовых имений и иных категорий населения.
В ведении учреждений общего управления находились казенные земли и имущества, обеспечение соблюдения питейной, соляной и др. монополий (прежде всего, борьба с корчемством) и исправности уплаты подушной подати, разнообразных пошлин и др. видов денежных и натуральных сборов, организация подрядов и поставок.
Меры относительно хозяйственных ресурсов, благоустройства и состояния общественного порядка на данной территории заключались, главным образом, в сборе сведений о природных условиях и явлениях, полезных ископаемых, урожаях, ценах на хлеб, продовольствие и фураж, в надзоре за торговлей, состоянием дорог, мостов, казенных зданий и сооружений, почты (с 1769) и в организации борьбы с голодом, пожарами, эпидемиями и эпизоотиями, уголовной преступностью.
Обязанности перечисленных учреждений, за исключением обладавших более широкой компетенцией губернских канцелярий, в области военно-финансового управления, помимо обеспечения рекрутских наборов и поставок армии лошадей, провианта и фуража, сводились к расквартированию войск.
Юрисдикции учреждений общего управления – кроме периода функционирования в 1719–1727 надворных провинциальных и нижних судов – по уголовным преступлениям (убийствам, грабежам, кражам, нарушениям брачного законодательства) подлежало все население данной территории. По гражданским делам (главным образом, по спорным имущественным делам и долговым искам) им были непосредственно подсудны категории населения, не подведомственные вотчинному, дворцовому или церковному управлению, магистратам и т. п. административно-сословным органам. Для последних названные учреждения являлись апелляционной инстанцией.
В данном разделе проаннотированы комплексы документов учреждений общего управления 1708–1775, выделенные в ходе расфондирования материалов объединенных архивов местных учреждений XVII – XVIII вв. и расформирования коллекций «Дела с известным титулом» во 2-й пол. 1930-х – 1-й пол. 1960-х 3 . Расфондирование велось в порядке изъятия из состава последних крепостных и таможенных книг, делопроизводственных комплексов всех учреждений петровского времени и некоторых действовавших в 1727–1775 специальных учреждений, тогда как все остальные материалы учитывались в качестве принадлежащих губернским провинциальным и воеводским канцеляриям. Соответственно, данный раздел отличается наибольшей полнотой сравнительно с др. разделами, куда фрагменты фондов учреждений общего управления включались лишь вследствие ошибочной атрибуции документов, которые в ходе расфондирования не переописывались. В то же время материалы раздела содержат основную часть не атрибутированных к настоящему времени делопроизводственных комплексов разных учреждений 1727–1775, проаннотированных вместе с документами губернских провинциальных и воеводских канцелярий.
Характеристики сгруппированы в подразделы по принципу типологического единства учреждений-фондообразователей. Подразделы расположены в порядке складывания аппарата общеадминистративной власти: губернские канцелярии; канцелярии обер-комендантов провинций; ландратские канцелярии; канцелярии земских комиссаров; провинциальные канцелярии; воеводские канцелярии. Делопроизводственные материалы учреждений общего управления 1719–1775, менявших на протяжении своего существования свой статус, проаннотированы в составе характеристик на документы хронологически позднейших учреждений, деятельность которых отразилась в хранящихся в РГАДА материалах (напр., документы упраздненной в 1727 Пошехонской провинциальной канцелярии аннотируются в составе документов Пошехонской воеводской канцелярии, а документы Псковской провинциальной канцелярии, преобразованной в 1772 в губернскую – в составе документов Псковской губернской канцелярии).
________________________________________
1 учреждениям, прежде всего, Сенату, местные учреждения общего управления подчинялись во всех областях своей деятельности, а коллегиям и др. центральным учреждениям – по соответствующим функциям.
2 3-й ревизии 1761–1767 осуществлялось губернскими провинциальными и воеводскими канцеляриями непосредственно.
3 документы этих учреждений, влившиеся в делопроизводственные фонды высших и центральных органов и вошедшие в состав коллекций Госархива, проаннотированы вместе с ними в т. 1 – 2 настоящего издания.