Вы здесь
2. Учреждения местного управления XVIII в.
Позиция в структуре путеводителя
Характеристики объединены в главы в соответствии с местом учреждений-фондообразователей в государственном аппарате. Первую главу – «Учреждения общегосударственного управления» – образуют аннотации материалов органов гражданской и военной администрации, полномочных в пределах существующих территориальных единиц вне зависимости от региона и сословной принадлежности его населения. Из них наиболее полно в РГАДА представлено делопроизводство гражданских властей. Документы армейских учреждений, архивы которых сосредоточены в основном в РГВИА, касаются лишь вопросов, решавшихся военными властями в тесном взаимодействии с гражданскими чиновниками. Во второй главе – «Учреждения по управлению отдельными территориями и категориями населения» – центральное место занимают относительно крупные документальные комплексы магистратов всех уровней и управителей дворцовыми имениями. Третья глава – «Документы таможенных контор и выборных должностных лиц при казенных службах посадского населения» – посвящена, главным образом, характеристике книг таможенных и соляных бурмистров, голов, ларечных и целовальников, которыми исчерпывается выделенное в РГАДА к настоящему времени делопроизводство выборных представителей посада при различных государственных учреждениях и казенных сборах.
Основная часть перечисленных материалов учреждений-фондообразователей по мере их упразднения поступала (вместе с документами учреждений-предшественников) в учреждения, образованные в ходе губернской реформы 1775 и на основании «Городового положения» 1785, и была к сер. XIX в. сосредоточена в архивах местных судов. Вне последних, кроме делопроизводства дворцовых учреждений, пользующихся ведомственными архивами, оказались документы: некоторых местных учреждений Министерства Императорского двора, отложившиеся в делах центральных органов управления и вместе с ними попавшие в архивы Разрядно-Сенатский и Московский и Петербургский старых дел; учреждений общего управления Новгородской губ. по земельным делам 1-й четв. XVIII в., затребованные в 1738 Вотчинной конторой; всех местных учреждений империи 1740–1741, присланные в Сенат еще в 1740-е и объединенные в Разрядно-Сенатском архиве в коллекцию «Дела с известным титулом»; учреждений общего и городского управления, а также судов Москвы, Петербурга и их провинций, подлежащие по их упразднении сдаче в Московский и Петербургский архивы старых дел.
При образовании в 1852 МАМЮ в состав его непосредственно вошли фонды архивов Разрядно-Сенатского, Московского и Петербургского старых дел. Туда же с 1867 стали поступать материалы, хранившиеся в архивах упраздненных в связи с реформой 1864 местных судов, за исключением территорий Бессарабии, Дальнего Востока, Закавказья, Польши, Прибалтики, Средней Азии и Области Войска Донского. Поступление это, продолжавшееся до 1910-х, шло неравномерно – в результате наиболее полно в количественном отношении оказались представлены учреждения Белгородской, Воронежской, Казанской, Московской, Нижегородской и Сибирской губ. XVIII в. 1
Научная обработка материалов XVIII в., поступивших в архив в составе МАМЮ, началась в 1939 с учета дел, принадлежность которых тем или иным учреждениям можно было определить по описям, составленным в местных судебных учреждениях в к. XIX – н. XX в. и частично по приложенным к ним делопроизводственным реестрам XVIII в. В 1950–1960-е работа по «расфондированию» материалов разных учреждений, действовавших в 1699–1775 на одной территории, стало сопровождаться подсоединением к вновь образуемым фондам документов их фондообразователей, извлеченных из расформированной коллекции «Дела с известным титулом» и поступивших из областных архивов в порядке уточнения их профиля. Одновременно проводилось сокращенное описание материалов петровских учреждений, объединявшихся в фонды типа ф. 886, Костромская ландратская канцелярия, Канцелярия судных и розыскных дел, камерирская и рентмейстерская контора и ф. 1041, Нижегородский полковой двор и канцелярия штаб-офицера «у подушного сбора» и «у набора рекрут». Тогда же были слиты в единые фонды материалы учреждений городского управления (напр., ф. 708, Елатомская земская изба и городовой магистрат) и сформированы тематические коллекции (ф. 355, Местные соляные учреждений XVIII в., ф. 1090, Экономические правления и казначеи и др.), в ряде которых документы XVIII в. объединялись с более ранними, как в ф. 615, Крепостные книги местных учреждений XVI – XVIII вв. В результате многие архивные фонды, перечисленные в Путеводителе 1947, получили новые учетные номера, изменились по объему и составу или совсем «исчезли», войдя во вновь сформированные документальные комплексы, что отражено в настоящем издании.
Материалы учреждений дворцового ведомства, поступавшие до 1869 в Архив Московской дворцовой конторы, а затем в Московский дворцовый архив и Петербургский архив Министерства императорского двора, вошли при образовании в 1888 Общего архива Министерства императорского двора в состав последнего. Из документов этого архива, описанного его сотрудниками в к. XIX – н. XX в., в РГАДА в настоящее время сосредоточено делопроизводство местных дворцовых учреждений по управлению дворцовыми имениями XVIII в., конскими заводами XVIII – сер. XIX в. и дворцовыми зданиями и сооружениями Москвы и Подмосковья XVIII – н. XX в. Основная часть его объединена в составе ф. 1239, Дворцовый отдел, который был дополнен в 1950–1960-е документами, выделенными из состава коллекции «Дела с известным титулом». В то же время некоторые документальные комплексы дворцовых учреждений, попавшие в архивы др. местных органов и вместе с ними в МАМЮ, по мере их выделения из материалов последнего не присоединялись к ф. 1239, а составили самостоятельные фонды (см., напр., ф. 1071, Канцелярия управителя дворцовых сел Алатырского у. и ф. 1088, Канцелярия управителя Порецкой дворцовой волости Алатырского у.).
Материалы местных учреждений, включавшиеся на протяжении XVIII в. в делопроизводство органов высшего и центрального управления, в большинстве случаев остались в составе фондов последних, а также коллекций Госархива.
________________________________________
* Часть включает характеристики на комплексы документов учреждений, составлявших на протяжении XVIII в. систему местного управления.
1 Кроме сохранности документов до сер. 1780-х на местах, это было связано, по-видимому, с тем, что разбиравшим их судебным чиновникам было дано право передавать их в действующие на местах центральные архивы вне ведомства Министерства юстиции (как в Витебске и Киеве) и губернские архивные комиссии, а также уничтожать дела, малоинтересные по содержанию.