Вы здесь
1.5. Таможни
Позиция в структуре путеводителя
Возникли в эпоху Киевской Руси, первоначально в крупных торговых центрах, а затем и в др. определенных для таможенного сбора местах (въезды в город, дороги, мосты, перевозы, пристани и т. д.). Основными видами пошлин были «мыт» – с провоза товаров, и «тамга» – с торговых сделок; последняя дала наименование пункту сбора – таможне. Регламентация сбора началась в XV в. великокняжескими уставными таможенными грамотами, выдававшимися местными властями и продолжилась отменой института кормлений в 1555 и дальнейшей выдачей уставных грамот. В дальнейшем таможни функционировали на основе Таможенного устава 1653, введшего единую 5%-ную пошлину и в основном отменившего мытные сборы, Новоторгового устава 1667, оградившего российскую торговлю от иностранных товаров, и указа 1685/86, приблизившего таможенную систему Сибири (где существовала 10%-ная пошлина и ряд мелких) к системе Европейской России.
Сбор первоначально ведался кормленщиками – представителями великокняжеской власти, а также мог предоставляться в виде феодальной привилегии отдельным светским и духовным землевладельцам; осуществлялся их служителями – мытниками, таможенниками и др. Во 2-й пол. XVI в. таможенная служба оформилась как один из видов казенных повинностей посадского населения, обязанного обслуживать государственные оброчные статьи. Сбор организовывался таможенным головой («верным» головой), выбиравшимся на 1 год (с 1 сентября по 31 августа) из состоятельных представителей посадского населения, дворцовых или черносошных крестьян; до 1648 посады выбирали голов и для посылки в др. города.
В функции головы входили оборудование таможни, осмотр и оценка товаров, сбор пошлин, учреждение по уезду застав, содействие властям в борьбе с контрабандой, а с 1646 – и выдача проезжих грамот. В помощь голове выбирались ларечный (казначей), а также целовальники, занимавшиеся непосредственным досмотром и сборами. В крупные таможни могли назначаться для канцелярских работ дьяки и подьячие. В XVI – XVII вв., наряду с системой «верных» голов, существовал и откуп целой таможни им или определенных видов сборов. Лицо, откупившее сбор, вносило в приказ установленную сумму и не подлежало финансовому контролю в приказе. Доля таможенных «верных» голов и откупщиков, в зависимости от финансовой политики правительства, увеличивалась и уменьшалась; значительная часть откупов была отменена в 1651; изменялась и степень подконтрольности таможен местным властям. Указами 1635 и 1646 таможни Европейской России и Сибири выведены из-под ведения воевод, у которых осталось только право общего надзора и контроля финансовой отчетности, а указами 1676 и 1681 поставило таможни под контроль органов сословного самоуправления земских изб. Высшей инстанцией для таможен являлись те приказы, в административно-территориальном подчинении которых находился данный населенный пункт 1 . Пункт организовывал выбор голов, ларечных и целовальников, посылал их в др. города, давал др. поручения, назначал к ним дьячков и подьячих, получал (через земскую или приказную избы) суммы таможенного сбора и проверял документацию. Так, Сибирскому и Казанскому приказам подчинялись таможни на ведавшихся ими территориях, Разрядному – в населенных пунктах Белгородского и Севского разрядов, Посольскому – таможня в Вязьме и одна из таможен Москвы и т. д. Приказ Большого прихода ведал таможнями Москвы, в которой, как в самом большом торговом центре страны, в XVII в. возникли специализированные таможни – Большая таможня, контролировавшая торг «красным товаром», Мытная изба, ведавшая сборами с торговли скотом, мясом, фуражом, и Померная изба, собиравшая пошлины с оптовой торговли хлебом, крупами, овощами и фруктами. В 1680 управление всеми таможнями Европейской России было передано Приказу Большой казны, а в 1699 – купеческим бурмистрам в земских избах, подчиненных Московской ратуше 2 . Как уже упоминалось, таможенные головы ведали сборами и в прилегающем регионе (не обязательно совпадавшем с территорией уезда), организуя постоянные и временные пункты и заставы на дорогах, перевозах, ярмарках и др.; делопроизводственные материалы в подобном случае даются в суммарной характеристике, выделенной в названии множественным числом (напр., «Белозерские таможни»).
Фондовые характеристики расположены по алфавиту уездов (иногда – городов или крупных торговых центров), в основном соответствующему главе «Приказные избы». Аннотируемые материалы по происхождению подразделяются на две группы – выделенные при расфондировании архивов местных учреждений в коллекцию – ф. 829, Таможенные и кружечные дворы, и документы, составляющие часть фондов приказов XVII в. Если первая группа представляет собою в основном разрозненные фрагменты делопроизводства, то вторая – присланную в приказы отчетную документацию, в основном в книжной форме. Поэтому, с целью реконструирования документальных комплексов, мы сочли возможным включить в фондовые характеристики аннотации на эти, собственно, принадлежащие уже др. фондообразователям, материалы.
________________________________________
1 историческую справку к главе «Приказные избы»
2таможен начиная с этого времени, как подчиненных учреждению эпохи петровских реформ, проаннотированы во 2-й части настоящего тома.