Краткая справка
Войска обороны железных дорог-специальные вооруженные формирования, которые начали создаваться после передачи декретом СНК от 17 июля 1918 г. охраны железных дорог в полосе военных действий Наркомвоену (в остальных районах-НКПС). Руководство службой обороны возлагалось на начальника ЦУПВОСО и подчиненный ему Штаб начальника охраны и обороны всех железных дорог Республики (создан приказами РВСР N 475/66 от 26 декабря 1918 г., N 373 от 23 февраля 1919 г.). В пределах фронта охраной железных дорог руководил начальник военных сообщений фронта, в пределах каждой железной дороги-военный представитель.
По приказу Всероглавштаба N 39 от 5 декабря 1918 г. было начато формирование 14 полков и 9 батальонов железнодорожной охраны. Охранные команды на железных дорогах, перешедшие из ведения НКПС, приказом РВСР N 400 от 18 декабря 1918 г. переформировались в полки. Согласно приказам РВСР N 1037/193 от 21 июля и N 1244/237 от 31 июля 1919 г. была проведена реорганизация войск железнодорожной охраны: сформированы 101 батальон и отдельные стрелковые бригады.
Постановлением Совета Рабоче-Крестьянской Обороны от 23 января 1920 г. функции военного ведомства по обороне и охране железных дорог ограничивались прифронтовой полосой, а в пределах полосы отчуждения охрана железнодорожных сооружений Республики и всего имущества передавалась в ведение Штаба войск внутренней охраны, бригады и полки переименовывались в войска ВОХР (приказ войскам ВОХР Республики N 494/с от 11 мая 1920 г.). Постановлением СТО от 1 сентября 1920 г. войска обороны железных дорог были полностью переданы в войска ВНУС и реорганизованы в дивизии, отдельные бригады и полки.