Государственный институт проектирования и изысканий на водном транспорте (Гипроводтранс) создан постановлением Наркомата водного транспорта СССР от 5 августа 1931 г. в г. Ленинграде. Приказом Наркомата речного флота СССР от 29 апреля 1939 г. институт переименован в Государственный институт проектирования и изысканий на речном транспорте (Гипроречтранс). В 1941–1943 гг. находился в эвакуации в г. Сенгилей Ульяновской обл., в 1943 г. переведен в г. Москву. Приказом Министерства речного флота СССР от 23 июля 1952 г. институт переименован в Московский государственный проектно-изыскательский институт на речном транспорте (Мосгипроречтранс). Приказом Министерства морского и речного флота СССР от 25 июня 1953 г. Мосгипроречтранс объединен с Государственным институтом по проектированию морских портов и судоремонтных предприятий «Союзморпроект» и стал называться Московский государственный институт изысканий и проектирования на водном транспорте «Мосгипроводтранс». В сентябре 1954 г. институт переименован в Государственный институт проектирования на речном транспорте (Гипроречтранс).
Институт находился в ведении:
-
Наркомата водного транспорта СССР (1931–1939);
-
Наркомата – Министерства речного флота СССР (1939–1953, 1954–1956);
-
Министерства морского и речного флота СССР (1953–1954);
-
Министерства речного флота РСФСР (1956–).
Институт имел отделения: Бакинское, Горьковское, Киевское, Ленинградское, Московское, Новосибирское.
Институт занимался изысканием и проектированием речных портов, пристаней, судоремонтных предприятий и других объектов водного транспорта, разработкой комплексных схем реконструкции водных путей, проектов механизации технологических процессов в портах.
В настоящее время – ОАО «Институт проектирования на речном транспорте «Гипроречтранс» (ОАО «Гипроречтранс»).
НТД на постоянное хранение не поступала, УД не поступала за 1965–1991 гг.