Вы здесь

Управление Китайской Восточной железной дороги. г. Харбин. 1896–1945

Государственный архив Российской Федерации
Ф. Р-6081, 1 оп., 183 ед. хр., крайние даты: 1854–1934.

Китайская Восточная железная дорога (КВЖД) построена Россией в 1897–1903 гг. по русско-китайскому договору 1896 г. Проходила по территории Северо-Восточного Китая от ст. Маньчжурия через Харбин до городов Сунь-Фынь-Ху и Дальний. Постройкой и эксплуатацией дороги ведало акционерное «Общество КВЖД», устав которого был утвержден Николаем II 4 декабря 1896 г. Управление делами Общества по сооружению и эксплуатации дороги осуществляло правление, избиравшееся на общем собрании акционеров и состоявшее из председателя и 9-ти членов, при котором состоял Ревизионный комитет. Непосредственно всеми работами, связанными со строительством, обустройством и эксплуатацией КВЖД, ведало Управление дороги, при котором имелся Совет, состоявший из начальников служб и Главного контролера. Во главе Управления стоял Управляющий дорогой. В связи с большими размерами территорий, оказавшихся в полосе отчуждения дороги, и сложностью обеспечения безопасности движения в условиях иностранного государства при дороге было учреждено Управление охранной стражи дороги, продолжавшее действовать до 1925 г. Все Управление дорогой было разделено на два отдела: железнодорожный (службы тяги, пути, эксплуатации, коммерческая часть, технический совет) и гражданский (юридический отдел, общая канцелярия, бухгалтерия, отдел сборов, земельный отдел, отдел речного судоходства, учебный отдел). При Управлении имелся печатный орган: «Харбинский вестник» (с 4 сентября 1920 г. «Вестник КВЖД»). 31 мая 1924 г. на основании Советско-китайского соглашения дорога была признана частным коммерческим предприятием, управлять которым стали совместно Китай и СССР. После оккупации Японией территорий, по которым проходила дорога, в 1931 г. СССР продал КВЖД государству Маньчжоу-Го. С сентября 1945 г. после окончания войны с Японией дорога вновь перешла в совместное управление СССР и Китая и стала именоваться Китайской Чаньчунской железной дорогой.

Документы поступили в архив в составе РЗИА в 1946 г.

Отчуждения дороги Д.Л. Хорвата и М.М. Плешкова (1918–1920), по охранной страже дороги (1900–1925); циркуляры местного контроля «Общества КВЖД» (1916–1928); распоряжения министра путей сообщения Временного правительства (1 марта – 7 окт. 1917), по Министерству путей сообщения Временного Сибирского правительства (1918), Технического совета дороги (март -июль 1919), по управлению территорией КВЖД (1906–1915), по КВЖД (1906–1926). Протоколы общих собраний акционеров «Общества КВЖД» (апр. – июль 1918), заседаний комиссий, комитетов и совещаний при «Обществе КВЖД» и Управлении дороги (1917–1922), организационного собрания общества по учреждению в Харбине русско-китайского техникума (нояб. 1920); отчеты, доклады, сведения и справки о работе дороги и ее техническом, экономическом и финансовом состоянии (1906–1928); обзоры, очерки, статьи и альбомы фотографий по истории дороги (1926–1934); отчеты, доклады, справки и переписка о деятельности охраны дороги (1904–1927); материалы о рабочем движении на дороге и о политических событиях в Сибири и на Дальнем Востоке (обращения, листовки, протоколы, переписка, вырезки из газет, 1905–1928); материалы о деятельности Учительского союза полосы отчуждения дороги (уставы, положения, протоколы, 1919–1925); отчеты коммерческого агента дороги В.Ф. Ладыгина о работе экспедиции по обследованию Цзин-Чжоу-Айгульского района в целях прокладки там железной дороги и по изучению колонизации китайцами Маньчжурии и Монголии (1923), отчет о действиях отряда капитана Троцкого против хунхузов в районе КВЖД (1903–1904); статьи неустановленных авторов «Автономия Тибета», «Права России в Китае», «Автономия Монголии и Барги», «Русско-китайская торговля»; вырезки из эмигрантских и зарубежных газет о деятельности дороги (1917–1931).

Договоры и соглашения, заключенные между российским и китайским правительствами и между Управлением дороги и местными китайскими властями (1858–1924), в том числе договор, заключенный между Главноначальствующим над всеми губерниями Восточной Сибири генерал-лейтенантом Н.Н. Муравьевым-Амурским и Главнокомандующим Дайцинского государства князем И-Шань о разграничении территорий по рекам Амуру, Сунгари и Уссури и порядке взаимной торговли проживающих по берегам этих рек подданных обоих государств (Айгун, 16 мая 1858, типогр. экз.), Портсмутский мирный трактат (1 окт. 1905, копия), устав «Общества КВЖД» (1896, копия).

В фонде отложились: уставы Русского технического общества (22 апр. 1874, 26 янв. 1896); доклад Совету Общества востоковедения об условиях сооружения Амурской железной дороги (1908); технические описания императорского поезда русской заграничной колеи, построенного Александровским механическим заводом (1891–1894); приказы по Николаевской железной дороге (июнь – авг. 1917, типогр. экз.); временное положение о Верховном уполномоченном Временного правительства на Дальнем Востоке (1918); устав общества «Возрождение России» (Харбин, 1918, типогр. экз.).

Имеются документы на английском, китайском и французском языках.