Вы здесь

Отдел (Управление) путей сообщения Особого совещания при Главнокомандующем Вооруженными силами на Юге России. г. Ростов-на Дону. 1918 – декабрь 1919. – Отдел путей сообщения Управления начальника военных сообщений ВСЮР (Русской армии). г. Севастополь. Апрель – октябрь 1920

Государственный архив Российской Федерации
Ф. Р-3113, 1 оп., 49 ед. хр., крайние даты: 1913–1918, 1919–1920.

Отдел путей сообщения Особого совещания при Главнокомандующем ВСЮР. Ноябрь 1918 – февраль 1919

Управление путей сообщения Особого совещания при Главнокомандующем ВСЮР. Февраль 1919 – декабрь 1919

Управление сообщений правительства при Главнокомандующем ВСЮР. Декабрь 1919 – февраль 1920

Отдел путей сообщения Управления начальника военных сообщений ВСЮР, Русской армии. Апрель – октябрь 1920

В нояб. 1918 г. Особое совещание, утвержденное генералом Алексеевым 18 авг. 1918 г., неоднократно рассматривало вопрос о функционировании путей сообщения на территории, находившейся под управлением Добровольческой армии, была образована Комиссия для выработки проекта положения об управлении путями сообщения, одобрены временные штаты Отдела путей сообщения (24 нояб. 1918) и доклад управляющего Отделом о состоянии и дальнейшем развитии этой отрасли. Постановлением Особого совещания от 26 дек. 1918 г. управляющему Отделом путей сообщения было поручено переработать положение об Управлении почтово-телеграфной и телефонной частями, организовав при Отделе путей сообщения специальный орган по руководству этими вопросами.

В положении об Особом совещании, утвержденном 2 февр. 1919 г.А. И. Деникиным, предусматривалось Управление путей сообщения, 28 февр. 1919 г. постановлением Особого совещания было принято Положение об этом Управлении и утверждены его временные штаты в количестве 75 человек. Управление состояло из канцелярии, инспекции, инженерного совета, хозяйственного комитета, эксплуатационной части, механической части, хозяйственной части, части водных и шоссейных путей сообщения, строительной части. Отдельные временные положения были приняты о входящих в структуру Управления Инженерном совете, созданном для разработки и обсуждения технических вопросов, и Хозяйственном комитете, организованном для рассмотрения, обсуждения и разрешения всех финансовых вопросов, касающихся сооружения, эксплуатации и хозяйства путей сообщения. Одновременно было принято Положение об управлении Южными и Юго-Западными железными дорогами, участки которых находились в ведении Управления путей сообщения.

Постановлением Особого совещания от 8 авг. 1919 г. в составе Управления путей сообщения была создана новая часть по заведыванию главными мастерскими русских железных дорог, начальнику Управления путей сообщения было предоставлено право выделять главные железнодорожные мастерские в самостоятельные службы, независимые от службы тяги. 13 авг. 1919 г. в составе Управления была создана часть здравоохранения.

К сентябрю 1919 г. усложнились условия деятельности Управления путей сообщения, т.к. значительно увеличилось протяженность железнодорожных путей (в июне – 4475 верст, в сентябре – 15678) в связи с расширением территории, находившейся под контролем Главнокомандующего ВСЮР. Особым совещанием в сент. – нояб. месяце был принят ряд постановлений по ведомству путей сообщения, среди них: об организации Главного комитета по заказам ведомства путей сообщения для надзора за постройкой нового подвижного состава, проведением ремонтных работ и распределением между русскими заводами заказов ведомства путей сообщения (17 сент. 1919), о преобразовании округов путей сообщения, об объединении в рамках округов путей сообщения руководства работой казенных и частных железных дорог, а также водных и шоссейных путей сообщения (31 окт. 1919), об образовании Главной инспекции путей сообщения с штатом в количестве 24 служащих (20 нояб. 1919), о поручении начальнику Управления путей сообщения созвать совещание из специалистов железнодорожного дела для разработки мероприятий по оздоровлению транспорта (7 дек. 1919). Уже завершая свою деятельность, Особое совещание 14 дек. 1919 г. утвердило положение о железнодорожной миссии под председательством инженера Д.Н. Дурново, созданной с целью ходатайства перед правительствами союзников об отпуске необходимых для железных дорог Юга России материалов и оборудования.

Приказом Главнокомандующего ВСЮР от 17 дек. 1919 г. о реорганизации гражданского управления Особое совещание упразднялось.

Должности главного начальника военных сообщений и начальника путей сообщения объединялась в одну – главного начальника сообщений.

Управление путей сообщения вошло в состав нового правительства, состоявшего из глав семи ведущих ведомств. Приказом Главнокомандующего ВСЮР от 5 апр. 1920 г. был образован Отдел путей сообщения, включенный в состав Управления начальника военных сообщений ВСЮР.

Начальниками управления были: Н.П. Шуберский (нояб. 1918 – июнь 1919), В.П. Юрченко (июнь – дек. 1919), Н.П. Осипов (янв. 1920).

Документы поступили в 1926 г. из Черноморского отделения ОГПУ.

Приказ по административному управлению Главнокомандующего ВСЮР о восстановлении административных границ деления железных дорог и их прежних названий, существовавших до занятия территории, на которой они расположены, большевиками, и о порядке управления системой железных дорог (15 июня 1919, типогр. экз.).

Приказы и циркуляры по Управлению путей сообщения о структуре Управления и личном составе его руководителей, о создании для надзора за работами и расходами по восстановлению частной железнодорожной сети «Контроля по восстановлению частных железных дорог на юге-востоке России», о переформировании управлений военной железнодорожной стражи в железнодорожные бригады Государственной стражи, о рассылке Временного положения о Государственной страже и необходимости начальникам казенных железных дорог и Управляющим частными железными дорогами принять Временное положение и оказывать содействие железнодорожным бригадам Государственной стражи в охране железных дорог (июль – сент. 1919), о порядке отбора служащих для замещения вакантных должностей местных управлений путей сообщения, о немедленном увольнении всех железнодорожных служащих, занимавших руководящие должности при советской власти, о введении в действие Положения от 7 мая 1919 г. «О дополнительном награждении служащих на головных участках железных дорог ввиду их особо тяжелой и ответственной работы», об установлении размера оплаты железнодорожных служащих разных категорий (с приложением таблицы процентных надбавок), об оплате труда поденных мастеровых и рабочих на железных дорогах (май – авг. 1919, копии).

Журналы заседаний Хозяйственного комитета Управления путей сообщения и материалы к ним (апр. – авг. 1919).

Документы об учете и распределении лесных материалов, оставшихся на складах в районе Царицына после освобождения его от большевиков и необходимых для восстановления железных дорог: протоколы заседания Временной распорядительной Комиссии по лесному делу Царицынского района и Положение о ней (2 июля – 2 авг., копии), сведения о количестве лесных материалов, находившихся на складах Царицынского, Ельшанского, Бекетовского и Сарептского районов на 1 июля 1919 г., переписка о командировании заведующего лесными заготовками Управления путей сообщения инженера М.С. Бусурина для учета и организации перевозки находившихся на складах лесных материалов, отчеты его о состоянии дел (июнь – авг. 1919).

Переписка с Управлением земледелия и землеустройства Особого совещания при Главнокомандующем ВСЮР о разработке лесных участков, о необходимости увеличения заготовок леса и привлечении к лесным заготовкам для нужд железных дорог заготовительных организаций Управления земледелия и землеустройства, о потребностях в поставках леса на будущий сезон, о представлении для разработки площадей в казенных лесничествах (авг. – окт. 1919), «Временные правила об отводе под разработку лесных площадей или участков леса в казенных лесных дачах Черноморской губернии», ведомость частновладельческих лесных дач, расположенных в Киевской губернии вдоль железной дороги (авг. 1919).

Журналы совещания Распорядительного комитета по водно-шоссейной части Управления путей сообщения и материалы к ним (2–5 дек. 1919): Временные правила выдачи Временным распорядительным комитетом по водным перевозкам ссуд судоходным предприятиям для восстановления речного транспорта, справка о кредитах, необходимых для восстановления речного транспорта путем выдачи судовладельцам ссуд денежными суммами, материалами и топливом.

Документы Отдела по испытанию и освидетельствованию заказов Управления путей сообщения: договоры и заказы металлургическим и механическим заводам Юга России на поставку необходимой для железных дорог продукции (рельсов, костылей для рельсов, болтов, чугунных печек для теплушек и др.), рапорты инженеров, командированных на заводы, о ходе выполнения заказов, акты об освидетельствовании и исполнении заказанной продукции (копии), справки о работе предприятий, исполняющих заказы для железных дорог (июнь 1919 – янв. 1920, имеются копии актов за 1913–1918).

Переписка о ликвидации железнодорожного общества «Продпуть» и его местных отделений и об организации охраны имущества Общества (сент. – нояб. 1919).

Доклады инженера путей сообщения Г. Юрченко начальнику строительной части Управления путей сообщения о состоянии путей и сооружений Бухарской железной дороги во время революции и Гражданской войны (нояб. 1919).

Приказ по Управлению путей сообщения с объявлением телеграммы начальника военных сообщений о новых назначениях среди руководства Управлением (22 янв. 1920). Списки служащих и членов их семей Отдела по испытанию и освидетельствованию заказов (янв. 1920), списки служащих этого отдела на получение продуктов и обуви (10 фев. 1920).