Вы здесь

Управления, штабы соединений и частей военно-воздушных сил

Российский государственный военный архив

  Краткая справка

  Военно-воздушные силы-вид Вооруженных Сил. С начала строительства Красный Воздушный флот представлял собою вспомогательный род войск, предназначенный для борьбы с авиацией противника, подавления его объектов и живой силы, для поддержки сухопутных войск ведением разведки, связи, корректировкой артиллерийской стрельбы.

  Формирование советских Военно-Воздушных Сил началось на базе авиационных частей старой армии. Первый красногвардейский авиационный отряд был сформирован в октябре 1917 г. в Петрограде. В последующем они создавались в районах сосредоточения авиации-в Москве, Ярославле, Серпухове, на Урале, Западном фронте.

  В соответствии с приказом Наркомвоена N 84 от 25 января 1918 г. авиация действующей армии в части постановки задач подчинялась уполномоченным революционным организациям соответствующих фронтов и частей, а в тылу-местным Советам, во всех остальных отношениях-Всероссийской коллегии по управлению Воздушном флотом (создана в декабре 1917 г.). Затем руководство строительством Военно-воздушного флота было возложено на созданное в мае 1918 г. Главное управление рабоче-крестьянского Красного Военно-воздушного флота (Главвоздухфлот) и соответствующие управления военных округов. Для руководства боевым применением авиации 22 сентября 1918 г. были созданы Полевое управление авиации и воздухоплавания действующей армии (Авиадарм) (с 25 марта 1920 г. Штаб начальника Воздушного флота), а также соответствующие управления при штабах фронтов, округов, армий. За Главвоздухфлотом остались вопросы формирования и снабжения авиачастей.

  Военно-воздушный флот делился на сухопутную, морскую авиацию и воздухоплавание. За основную организационную тактическую единицу был принят отряд: авиационный (6 самолетов), гидроавиационный (4-8 самолетов), воздухоплавательный (один привязной аэростат). Авиаотряды разделялись на разведывательные и истребительные, последние объединялись в дивизионы. Меньшей тактической единицей сухопутной авиации было авиазвено (2 самолета).

  Для решения оперативник задач создавались временные соединения-авиационные группы.

  Приказами Наркомвоена N 308 от 26 апреля и РВСР N 220/34 от 13 ноября 1918 г. в штатах стрелковой дивизии предусматривалось наличие вначале авиагруппы (из двух отрядов), затем авиадивизиона (авиаотряда) и воздухоплавательного отряда. Приказом РВСР N 1738/363 от 23 октября 1919 г. обязательное усиление дивизий авиационными частями отменялось. Истребительная авиация передавалась в подчинение командованию фронта, разведывательная-в армии; в зависимости от боевой обстановки авиасредства распоряжениями командующих могли придаваться подчиненным соединениям. Приказами РВСР N 2294/448 от 31 октября и N 2449/478 от 10 ноября 1920 г., N 2666/506 от 27 ноября 1922 г. Главвоздухфлоту подчинялась морская авиация, в оперативном отношении она оставалась в распоряжении морского командования. В конце 1920 г. боевая авиация насчитывала 228 самолетов, сильно изношенных и разнотипных. Некомплект боевых машин в авиации сухопутных войск достигал 72%. Морская авиация имела 10 разведывательных, 4 истребительных гидроотрядов и 4 гидродивизиона, всего 90 самолетов.

  После завершения гражданской войны 2 сентября 1921 г. Штаб начальника Воздушного флота был влит в Главвоздухфлот. Приказами РВСР N 1299/230 от 12 июня и N 2433/419 от 27 октября 1921 г. начальники авиации фронтов, округов и армий в оперативно-строевом отношении подчинялись командующим войсками, а в вопросах формирования, снабжения, комплектования личным составом-Главвоздухфлоту.

  Приказом РВСР N 2138 от 12 сентября 1922 г. Военно-воздушный флот был переведен на штаты мирного времени. В отдельных разведывательном, истребительном, истребительном морском авиаотрядах полагалось иметь 8 действующих, 4 (2) запасных самолетов. На 1 октября 1922 г. в сухопутной авиации было: авиационных эскадр (2 эскадрильи, 6 отрядов)-1, разведывательных эскадрилий-2, истребительных-2, отдельных разведывательных отрядов-16, отдельных истребительных отрядов-4, гидроавиаотрядов-4, разведывательных-4, истребительных-2.

  Основной задачей Военно-воздушного флота в период военной реформы стало совершенствование организационной структуры военной авиации и создание условий для ее дальнейшего развития на базе отечественной авиационной техники.

  На 1 января 1924 г. Военно-воздушный флот имел 451 самолет, из них 228 устаревших. Его боевые силы состояли из сухопутной и морской авиации и воздухоплавания.

  Сухопутная авиация в зависимости от задач делилась на армейскую стратегическую и корпусную. Армейская стратегическая авиация состояла из истребительной, боевой или штурмовой (поражение живой цели), легкой и тяжелой бомбардировочной, а также разведывательной авиации, она сводилась в эскадрильи, которые стали в 1924 г. основной организационной единицей авиации. Истребительные эскадрильи имели по 31 самолету, тяжелые бомбардировочные-по 8, легко-бомбардировочные и разведывательные-по 19. Корпусная авиация, предназначавшаяся для непосредственной работы в войсках, ведения ближней разведки и обслуживания артиллерии, включала корпусные авиаотряды по 6-8 самолетов в каждом. На военное время предусматривалось усиление авиазвеньями стрелкового корпуса по штатам 1924 г. (приказ РВСР N 1297/202 от 7 октября 1924 г.), стрелковой дивизии (по штатам 1935 г.), мотострелковой дивизии (по штатам 1939 г.).

  Морская авиация состояла из истребительных авиаотрядов (по 12 самолетов в каждом), осуществлявших воздушную оборону морских баз, а также разведывательных авиаотрядов (по 8 самолетов), обслуживавших разведку для нужд флота и береговой обороны. Формировалась также миноносная авиация для борьбы с неприятельским флотом. Основными единицами воздухоплавания продолжали оставаться отряды, сведенные по два в дивизионы. Тылы состояли из службы аэродромов, специальных служб, служб ремонта и снабжения, военно-учебных заведений, научно-испытательных учреждений.

  По состоянию на 1 октября 1925 г. Военно-воздушный флот располагал 531 самолетом (из них 423 действующих и 107 запасных).

  На размещение авиационных соединений и частей на территории страны сильное влияние, помимо оперативных соображений Штаба РККА, оказывали такие факторы, как наличие железных дорог, казарменного фонда и др.

  Постановлением РВС СССР с 15 ноября 1926 г. вводилась новая организация ВВС. В мирное время строевые части объединялись в авиационные бригады с единым войсковым и техническим хозяйством. Их формирование началось в 1927 г. Состав авиабригад был неодинаков-по 3-4 эскадрильи, 1-2 авиаотряда, количество бригад в округах-от одной до 4-х (БВО).

  В постановлении РВС СССР от 23 марта 1932 г. об основах организации Военно-Воздушных Сил РККА излагались новые стратегические и оперативно-тактические взгляды на их организационное строительство и боевое применение в будущей войне. Признавалось необходимым тяжелую и все другие виды авиации организационно свести в крупные соединения, обеспечивающие по своему боевому составу и средствам управления самостоятельное решение оперативных задач. В соответствии с этим в 1933 г. дальнебомбардировочная авиация стала объединяться в авиационные корпуса 3-бригадного состава. На 1 октября 1933 г. в строю (без учебных) находилось 4745 самолетов. В 1935 г. из состава ВВС была выведена морская авиация. По мере роста самолетного парка появлялась возможность создания более крупных авиационных формирований.

  Для проведения самостоятельных операций, оперативной и тактической подготовки разных родов авиации были созданы авиационные армии: приказом НКО N 001 от 8 января 1936 г.-1 авиационная армия резерва Главного командования (4 тяжелобомбардировочных, 3 скоростных бомбардировочных бригады, объединенных в 3 корпуса); приказом НКО N 0010 от 2 февраля 1937 г.-авиационная армия в составе ОКДВА (два авиационных корпуса); приказом НКО N 0017 от 21 мая 1938 г. еще две армии (двухбригадного состава). Армии подчинялись наркому обороны.

  В 1938 г. основной тактической единицей в авиации стал полк. Была проведена реорганизация ВВС по схеме: авиабригада-полк-эскадрилья с одновременным разукрупнением эскадрилий-вместо 31 по 12-15 самолетов. Для лучшего взаимодействия между авиацией и сухопутными войсками авиаполки формировались по определенным типам самолетов (истребительные, бомбардировочные и др.) и входили (по 2-4 полка) в состав бригад однородного или смешанного состава. Эскадрилья состояла из 4-5 звеньев по 3 самолета в каждом. Был реорганизован и авиационный тыл: вместо авиапарков создавались авиабазы с подчинением командирам авиабригад.

  С 1929 г. по 1938 г. удельный вес бомбардировочной авиации поднялся с 10 до 51%, а разведывательной снизился с 80 до 10%. Истребительная авиация к концу 1938 г. включала 39% состава боевой авиации. На 1 января 1939 г. советская авиация имела 3 армии, 38 бригад, 115 полков и 188501 человек личного состава. Наряду с истребительными в составе ВВС были созданы 21 авиаполк ПВО.

  В июле 1940 г. было принято решение СНК СССР о переводе ВВС на дивизионную организацию.

  В предвоенные годы ВВС развились как самостоятельный вид Вооруженных Сил, организационно делились на авиацию Главного командования (дальнебомбардировочную), фронтовую (ВВС округов), армейскую (общевойсковых армий) и войсковую (корпусов и дивизий). Авиация Главного командования должна была состоять из дивизий однородного состава, объединенных в корпуса; фронтовая-из отдельных бомбардировочных, истребительных и штурмовых дивизий, в которые входили полки бомбардировщиков, штурмовиков и истребителей. Войсковая авиация включала авиационные эскадрильи, состоящие из самолетов-разведчиков, корректировщиков и самолетов связи. Всего таких эскадрилий было 95 из расчета по одной на стрелковый, механизированный и кавалерийский корпус. Армейская авиация появилась в ВВС накануне Великой Отечественной войны для взаимодействия с сухопутными войсками помимо фронтовой и войсковой и состояла из смешанных авиадивизий. В мае 1942 г., как не оправдавшая себя, была влита в состав воздушных армий, объединявших всю авиацию фронта.

  Соединения и части фронтовой и армейской авиации оставались, как правило, в подчинении старшего авиационного начальника. Общевойсковые командиры использовали авиацию в пределах выделенного ресурса. Для осуществления взаимодействия авиационного командования с войсковым и управления авиацией создавались передовые авиационные пункты управления совместно с пунктами управления общевойсковыми объединениями.

  25 февраля 1941 г. ЦК ВКП(б) и СНК СССР постановлением о реорганизации авиационных сил Красной Армии утвердили представленный НКО план дальнейшего развития ВВС, предусматривавший формирование новых частей, перевооружение авиационных полков новыми образцами боевых самолетов. Намечалось дополнительно сформировать 106 авиаполков и вооружить их новой техникой, укрепить учебно-материальную базу ВВС. Постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 10 апреля 1941 г. намечалось реорганизовать систему тыла ВВС, развернуть на территории приграничных военных округов районы авиационного базирования, каждый из которых предназначался для обслуживания двух-трех авиационных дивизий или одного корпуса авиации дальнего действия, на один полк предусматривалось иметь три аэродрома.

  К началу Великой Отечественной войны было сформировано 79 авиационных дивизий и 5 авиационных бригад. Дальнебомбардировочная авиация имела 13 бомбардировочных и 5 истребительных дивизий, фронтовая и армейская-61 дивизию (бомбардировочных-9, смешанных-34 и истребительных-18). Число авиационных полков увеличилось к июню 1941 г. по сравнению с началом 1939 г. более чем на 80%. ВВС имели в своем составе 53,4% самолетов-истребителей, 41,4% бомбардировщиков и штурмовиков, 3,2% разведчиков. На вооружении состояли самолеты старых конструкций, современных машин поступило 2739. Однако к началу войны развертывание авиации завершить не удалось. 25 авиационных дивизий, главным образом фронтовой и армейской авиации, не закончили формирование. Из планируемых к дополнительному формированию 106 авиаполков было сформировано только 19. Перестройка тыла ВВС к июню 1941 г. только началась и была завершена только в процессе войны.

Ф. 37662, 32258-32260, 34556, 35017-35024, крайние даты: 1936-1941. Управления 6 тяжелого бомбардировочного авиационного корпуса БВО;30,31,33,35,37,38,42,43,46,48,68,88 авиационных дивизий, 3 и 38 истребительных, 8 легко-бомбардировочной, 19 скоростной бомбардировочной, 5,8,9,10,21, 5 и 47 смешанных авиационных дивизий
Ф. 35031, 35156-35167, крайние даты: 1926-1940. Управления авиационных бригад
Ф. 32263, 34520, 37163, 37846, крайние даты: 1938-1941. Авиационные полки
Ф. 12098-12103, крайние даты: 1918-1924. Авиационные эскадры
Ф. 12104, 12124-12136, крайние даты: 1918-1925. Авиационные эскадрильи
Ф. 11685-11728, 34684, 34887, крайние даты: 1918-1939. Авиационные группы
Ф. 11732-11753, 12073, 12109, крайние даты: 1918-1925. Авиационные дивизионы
Ф. 11756-11766, 31695, 33847, крайние даты: 1918-1925, 1927. Авиационные отряды
Ф. 11977-11979, 11981-11987, крайние даты: 1918-1923. Авиационные звенья
Ф. 11744, 12006, 29104, 32440, крайние даты: 1918-1941. Воздухоплавательные группы, дивизионы
Ф. 11890, 12006, 33173, крайние даты: 1918-1926. Воздухоплавательные отряды
Ф. 12155-12157, крайние даты: 1918-1924. Аэростанции
Ф. 12133-12154, 36320, крайние даты: 1918-1940. Аэродромы
Ф. 36319, 37990, 37991, крайние даты: 1935-1940. Полигоны

  Приказы, инструкции по ВВС Красной Армии, по авиационным и воздухоплавательным соединениям и частям административно-строевые. Оперативные и разведывательные сводки, журналы полетов и другие документы о проведении полетов, о боевых действиях некоторых частей, донесения о расположении и силах противника. Акты об авариях и чрезвычайных происшествиях. Акты проверки частей. Переписка об изобретательской и рационализаторской работе. Приказы, распоряжения политорганов; протоколы партийных и комсомольских конференций, собраний и заседаний парт-комиссий; статистическая отчетность политорганов, партийных и комсомольских организаций; отчеты, донесения о политико-моральном состоянии личного состава, партполитработе, дисциплине в частях. Сведения о формировании, укомплектовании, боевом составе соединений и частей, о состоянии аэродромов и аэростанций. Переписка по вопросам вещевого и денежного довольствия, по личному составу. Исторические формуляры частей.

  Материалы опытно-испытательного дивизиона РККА (ф.32440) (1926-1937 гг.): переписка по воздухоплаванию, полетам в стратосферу, о выполнении заказов, о дирижаблестроении, акты испытаний воздухоплавательного имущества.