Вы здесь

Управления, штабы инженерных соединений и частей

Российский государственный военный архив

  Краткая справка

  Инженерные войска предназначались для строительства оборонительных рубежей, укрепленных районов, подготовки и содержания дорог, мостов и средств переправы. Вначале состояли из различных видов отрядов и подразделений. Типовое организационное оформление инженерные части получили с введением первых штатов стрелковых и кавалерийских соединений, в состав которых они включались. По приказу Наркомвоена N 308 от 26 апреля 1918 г. пехотная дивизия имела инженерный батальон из нескольких рот и инженерный парк. Приказом РВСР N 220/34 от 13 ноября 1918 г. была уточнена структура инженерных частей: стрелковой дивизии придавался инженерный батальон (две саперные, прожекторная, дорожно-мостовая роты), возглавляемый управлением дивизионного инженера, инженерный парк; в стрелковой бригаде предусматривалась саперная рота во главе с бригадным инженером, в стрелковом полку-саперная команда. В кавалерийской дивизии (приказ РВСР N 460/61 от 26 декабря 1918 г.) намечалось иметь инженерный взвод, в кавполку-подрывное отделение. Из-за недостатка кадров и материальных средств на фронтах допускались отклонения от типовой структуры: на некоторых фронтах не было укомплектовано бригадное звено, вместо батальонов формировались роты, инженерные части не достигали штатной численности, некоторые роты не были сформированы.

  Руководство инженерной подготовкой территории Республики для обороны, организацией и вооружением инженерных частей было возложено на созданное в феврале 1918 г. Главное военно-инженерное управление (ГВИУ) и его органы-военно-инженерные управления округов. Задачи боевого использования инженерных войск осуществляли: инспекция инженеров, созданная в марте 1918 г. при Высшем военном совете, с сентября 1918 г.-при Полевом штабе РВСР, отделы инспекторов инженеров (с июля 1919 г.-начальники инженеров) фронтов, армий.

  Помимо инженерных батальонов и парков, саперных и дорожно-мостовых рот к весне 1919 г. были сформированы два моторно-понтонных батальона с парками. В целях установки минных заграждений и борьбы с надводными кораблями противника на реках и озерах формировались речные минные дивизионы (приказ РВСР N 476 от 10 марта 1919 г.).

  Для выполнения оборонительных работ на фронтах и в тылу в 1918 г. стали создаваться военные строительства, им придавались рабочие инженерные дружины, военно-рабочие бригады или батальоны, части тылового ополчения (штаты вводились приказом РВСР N 469 от 10 марта 1919 г.). С августа 1919 г. стали формироваться отдельные маскировочные роты (приказ РВСР N1254/241 от 5 августа).

  В связи с тем, что в боевых условиях инженерный батальон оказался громоздким, в конце 1919 г. в дивизиях стали формироваться отдельные роты (две саперные и две дорожно-мостовые), в стрелковых бригадах и полках организация инженерных подразделений оставалась прежней. В кавалерийских корпусах и дивизиях создавались отдельные саперные эскадроны, в кавбригадах-саперные полуэскадроны. На 1 декабря 1919 г. в армии действовали 33 инженерных батальона, 135 отдельных саперных рот, 21 отдельная дорожно-мостовая рота, 5 инженерных парков, 30 инженерных парковых взводов, 4 понтонных батальона, три минно-подрывных дивизиона, моторно-понтонный батальон, две маскировочные роты и другие подразделения.

  Переход на штаты мирного времени (литер В) после окончания гражданской войны вызвал сокращение инженерных частей центрального и окружного подчинения. Основной организационной единицей стрелковой дивизии оставалась отдельная рота сокращенного состава-саперная и дорожно-мостовая, в бригаде-саперная рота, в полку-саперная команда (приказ РВСР N 1400/246 от 11 июня 1921 г.). В составе кавдивизии сохранялся саперный эскадрон из подрывных и дорожно-мостовых взводов, в отдельной кавбригаде-саперный полуэскадрон.

  В дивизии военного времени (приказ РВСР N 556/88 от 4 марта 1921 г.) предусматривались управление дивизионного инженера, две отдельные саперные и две дорожно-мостовые роты, инженерный парк с парковым взводом; каждой из бригад полагалось иметь отдельную саперную роту, стрелковому полку-саперную команду.

  В состав создаваемых стрелковых корпусов вводился саперный батальон (две саперные роты и инженерный парк), в дивизиях оставлены по одной саперной роте.

  В ходе военной реформы войсковые инженерные части претерпели незначительные изменения. Был расширен состав корпусного саперного батальона до четырех рот, в стрелковом полку вводился саперно-маскировочный взвод.

  В эти же годы создавались инженерные части центрального и окружного подчинения. К 1 октября 1927 г. были сформированы следующие отдельные части: один 2-ротный саперный, два 2-ротных и три 3-ротных понтонных батальона, электротехнический, маскировочный батальоны, три автомобильно-мотоциклетных полка (вп. батальоны), четыре автомобильных грузовых роты (вп. батальон), батальон с эксплуатационным взводом, гидротехническая рота.

  По штатам мирного времени (октябрь 1926 г.) в отдельный саперный батальон  входили две саперные роты, батальонная школа, инженерный парк и подразделения обеспечения. В трех понтонных батальонах по штатам военного времени (приказ РВС СССР N 566/10 от 12 апреля 1924 г.) кроме двух понтонных рот создавались третьи-мотопонтонные. Из подчинения военно-инженерного ведомства в конце 20-х годов были выведены автомобильные части.

  С проведением технической реконструкции народного хозяйства страны началось техническое переоснащение инженерных войск и совершенствование органов управления. Приказом РВС СССР N 07 от 10 февраля 1932 г. Военно-инженерное управление было преобразовано в Управление начальника инженеров РККА, по положению об НКО СССР от 22 ноября 1934 г. Управление получило наименование Инженерного управления РККА, а приказом НКО N 0122 от 22 июня 1940 г. реорганизовано в Главное военно-инженерное управление Красной Армии.

  По новой схеме организации стрелковой дивизии, утвержденной в декабре 1935 г., отдельные саперные роты были развернуты в саперные батальоны. Последний состоял из управления, учебной роты, саперной (три взвода), технической (7 взводов) и парковых рот, взвода станции Э-1 и подразделений обслуживания; на период военного времени исключалась учебная рота и увеличивалось до трех число саперных рот. В стрелковом полку предусматривался саперный взвод. Стрелковый корпус (мирного времени) имел отдельный саперный батальон с учебной, тремя саперными, одной технической и парковой ротами, с подразделениями обслуживания. Вводились должности инженеров в частях и соединениях бронетанковых войск; в 1938 г. в составе формируемых танковых корпусов создавались понтонно-мостовые батальоны, в танковой бригаде-моторизованные саперные роты. Саперные эскадроны кавдивизий усиливались легкими переправочными парками. В штаты корпусных тяжелых артполков, гаубичных и полков большей мощности были введены по одному саперному взводу.

  В составе создаваемых на военное время фронта 11 армии предусматривались отдельные моторизованные инженерные батальоны (три саперных, техническая и парковая роты). В 1935 г. два понтонных полка были реорганизованы в понтонно-мостовые полки, которые имели полковую школу, два кадровых понтонно-мостовых батальона с парковой ротой в каждом и техническую роту. Для строительства аэродромов создавались и строительно-аэродромные батальоны.

  Накануне войны инженерные войска подразделялись на части и подразделения, входившие в состав соединений и частей сухопутных войск и подчиненные армейскому командованию, понтонные части и части резерва Главного командования.

  В 1940 г. было осуществлено значительное усиление инженерных частей: в стрелковый полк вводилась саперная рота (два взвода) с отделениями водоснабжения и питания; в отдельный саперный батальон стрелковой дивизии включалась третья рота, усиленная техническими взводами и переправочными средствами. Артполки стрелковых дивизий пополнялись отделениями водоснабжения, разведбатальоны-саперно-переправочными средствами. Корпусной инженерный батальон на военное время усиливался переправочным парком. В горнострелковую дивизию входил саперный батальон (две саперные и одна парковая роты, технический взвод), в горнострелковый полк-саперная рота, в кавполк-саперный взвод, в кавдивизию-саперный эскадрон. Кавкорпус инженерных частей не включал.

  С началом формирования в 1940 г. механизированных корпусов в их состав вводился моторизованный инженерный батальон, в танковую дивизию-моторизованный понтонно-мостовой батальон, в моторизованную дивизию-легкий инженерный батальон. В танковом, моторизованном полках танковой дивизии, в отдельных танковых бригадах было по саперной роте, в мотострелковом и артиллерийском полках моторизованной дивизии-по саперному взводу. В артполках и отдельных дивизионах особой мощности резерва Главного командования, в корпусных тяжелых артполках вводилось по саперному взводу.

  При формировании артиллерийских противотанковых бригад весной 1941 г. в их составе создавались отдельные минно-саперные батальоны из двух саперных рот и парковой роты минирования и заграждений. В состав воздушно-десантных бригад входили саперно-подрывные роты, в парашютно-десантный батальон-саперно-подрывной взвод.

  В целях усиления инженерного обеспечения боевых операций в январе-апреле 1941 г. была проведена реорганизация инженерных частей. Для усиления фронтов и армий формировались отдельные части: моторизованные инженерные батальоны, маскировочные батальоны, тяжелые понтонно-мостовые полки; в инженерных частях армейского и окружного подчинения вместо отдельных инженерных и понтонно-мостовых батальонов были созданы понтонно-мостовые полки резерва Главного командования. Инженерный полк состоял из инженерного и технического батальонов, школы младшего комсостава и парка; технический батальон включал роты электротехническую, полевого водоснабжения (гидротехническая), маскировки и электрозаграждений; понтонно-мостовой полк-один кадровый и два территориальных понтонно-мостовых батальона, техническую роту, парк и школу младшего комсостава. На военное время главной организационной единицей инженерных войск оставался батальон.

  К началу Великой Отечественной войны было сформировано 18 инженерных и 16 понтонных полков; маскировочный и понтонно-мостовой батальоны и две роты (гидротехническая и полевого водоснабжения) резерва Главного командования были переданы округам. В подчинении округов и армий находилось  еще 18 отдельных батальонов (инженерных, моторизованных, саперных, понтонно-мостовых). Большинство инженерных частей находилось в приграничных западных округах, 9 полков и 6 батальонов-на Дальнем Востоке и в ЗабВО.

Ф. 14063-14975, 35136, 37279, 37289, крайние даты: 1918-1941. Управления, штабы отдельных инженерных (военно-рабочих, строительных, саперных, электротехнических) бригад, полки, батальоны, дивизионы, роты, команды
Ф. 14397, 14976-15034, 32306, 35782, 36523, крайние даты: 1918-1941. Управления отдельных инженерных кавалерийских дивизионов, эскадронов, инженерные сотни при фронтах, армиях, корпусах, дивизиях, бригадах
Ф. 15036-15224, 34033, 36184, 37463, 48833, крайние даты: 1918-1941. Управления военно-полевых строительств, военно-дорожных работ, строительных участков
Ф. 15187, 15225-15328, 33134, 36188, 40374, крайние даты: 1918-1936. Управления производителей работ, военно-инженерных дистанций
Ф. 15329-15594, 33816, 39193, крайние даты: 1918-1928. Инженерные отряды, дружины, летучки, строительные конторы, полигоны

  Приказы административно-строевые по инженерным соединениям и частям. Дневники строительных работ по сооружению оборонительных и железнодорожных объектов. Сведения о боевом и численном составе, дислокации частей. Оперативные приказы, сводки, донесения; полевые книжки командиров инженерных частей, схемы обороны участков и их описание. Протоколы партийных и комсомольских собраний, партбюро и бюро ВЛКСМ, отчеты о работе бюро ВЛКСМ; доклады, политдонесения военкомов о политическом состоянии частей; книги учета, именные списки, характеристики коммунистов. Исторические формуляры соединений и частей.