Вы здесь

Управления, штабы автобронетанковых соединений и частей

Российский государственный военный архив

  Краткая справка

  Броневые силы как род сухопутных войск начали создаваться на базе броневой техники старой армии. В начале они состояли из автоброневых отрядов и бронепоездов. Действовали в составе стрелковых и кавалерийских дивизий или на правах отдельной части придавались в подчинение командованию фронтов и армий.

  По штату, объявленному приказом РВСР N 220/34 от 13 ноября 1918 г., в составе стрелковой дивизии предусматривался автоброневой отряд с командой в 100 человек, включавший четыре броневых автомобиля, из которых один имел на вооружении пушку, остальные-по два пулемета, а также легковые и грузовые машины и мотоциклы. Бронированный поезд по приказу РВСР N 416/57 от 18 декабря 1918 г. с численностью поездной команды 136 человек состоял из паровоза, двух бронированных платформ, вооруженных пушками и пулеметами, подвижной базы из 6-7 вагонов с паровозом для перевозки технического имущества и огнеприпасов. Приказом РВСР N 57 от 4 января 1919 г. автобронеотряды, действовавшие в полосе стрелковых дивизий, были подчинены начальнику артиллерии дивизии, а бронепоезда-начальнику бронечастей армии, в районе действий которой они находились. Согласно инструкции, объявленной приказом РВСР N 59 от 4 января 1919 г., бронепоезда и автобронеотряды являлись отдельными войсковыми частями и рассматривались как вспомогательные средства в борьбе с войсками противника. Приказами РВСР N 489 от 14 марта и N 1088/204 от 6 июля 1919 г. была произведена порядковая нумерация бронепоездов, всего в составе РККА на июль 1919 г. их значилось 62 и 15 блиндированных летучек. Приказом РВСР N 1561/313а от 6 октября 1919 г. для более успешного выполнения боевых задач при каждом бронепоезде были сформированы десантные отряды численностью 321 человек.

  В мае 1920 г. по штатам, объявленным приказом РВСР N 905/160 от 28 мая 1920 г., началось формирование первого автотанкового отряда в составе трех танков разных типов с численностью команды в 81 человек. Приказом РВСР N 993/173 от 8 июня 1920 г. был введен в действие временный штат команды прикрытия танка (до 30 человек). Согласно инструкции по боевому применению танков, введенной приказом РВСР N 1741/3031 от 6 сентября 1920 г., отдельные танки рассматривались как вспомогательные боевые средства, не способные выполнять самостоятельные боевые задачи и предназначенные только для содействия остальным войскам, участвующим в прорыве укрепленных позиций. Отдельной боевой единицей считался взвод, состоявший из двух однотипных танков, два взвода составляли тактическую танковую единицу-отряд, который состоял из трех частей: боевой части (танки), боевого резерва (автомобили, мотоциклы) и технической базы (железнодорожный поезд). Танковый отряд придавался армии и во всех отношениях подчинялся начальнику бронечастей армии, а в период боевых действий-соответствующему боевому начальнику. В начале 1920 г. для формирования новых бронепоездов и автобронеотрядов и подготовки личного состава были образованы запасная бригада по формированию бронепоездов и запасная автоброневая бригада. Осенью 1920 г. для формирования новых танковых частей и подготовки их личного состава был создан отдельный запасный дивизион формирования и пополнения танковых отрядов с подчинением запасной автоброневой бригаде (положение и штат дивизиона вводились приказом РВСР N 1961/368 от 28 сентября 1920 г.). В конце 1920 г. в соответствии со штатами, объявленными приказом РВСР N 2454/480 от 11 ноября 1920 г., кавалерийский корпус усиливался бронеотрядом, при необходимости ему придавался бронепоезд.

  К концу 1920 г. Красная Армия располагала следующими броневыми силами: 49 автобронеотрядов, 122 бронепоезда, 8 бронелетучек, 10 танковых отрядов, 13 десантных отрядов, 5 бронедрезин, одна ремонтная бригада. Большинство из них входило в состав фронтов и армий; части, дислоцировавшиеся в военных округах, приказом РВСР N 2451/479 от 10 ноября 1920 г. были переподчинены командованию округов.

  Автоброневые войска в течение гражданской войны имели двойное подчинение. В организационном, техническом и хозяйственном отношениях руководство осуществляли: до августа 1918 г. Центробронь, затем Центральное (с января 1919 г. Главное) броневое управление, с октября 1919 г. броневой отдел ГВИУ, с мая 1921 г. вновь созданное Управление начальника броневых сил РККА, на местах-соответствующие отделы в округах. Боевое и оперативное руководство возлагалось на инспектора бронечастей Полевого штаба РВСР, штабы фронтов, армий, соединений.

  Реорганизация броневых частей в связи с общим сокращением армии после окончания гражданской войны шла в основном по пути сокращения организационных единиц и их численного состава. Сокращенные штаты броневых частей всех типов были объявлены приказом РВСР N 1741/303 от 13 августа 1921 г. Предусмотренные ранее в составе стрелковых и кавалерийских дивизий автобронеотряды различными типами штатов 1921 г. исключались из соединений и передавались в армейское подчинение. В целях обучения и переподготовки личного состава создавался отдельный учебный броне дивизион. По штатам (приказ РВСР N 1564/278 от 22 июня 1921 г.) дивизион имел школу и роту специалистов из пяти взводов для общевойсковой, артиллерийской, пулеметной и технической подготовки.

  Из-за недостатка материальной части броневые войска продолжали сокращаться. По новым штатам, введенным приказом РВСР N 2062/393 от 31 августа 1922 г., создавались танковые отряды двух типов-Б и М (большой и малый), в каждом по четыре танка, несколько автомобилей и мотоциклов, кроме того предусматривался неприкосновенный запас по 4 танка. Автоброневой отряд состоял из трех пулеметных и одной пушечной бронемашин и имел неприкосновенный запас из четырех броневиков. Сокращалась численность команд бронепоездов. В ходе реорганизации в 1922 г. были упразднены учебные бронедивизионы, десантные отряды бронепоездов, команды прикрытия танков. Почти вдвое сократилось число автоброневых (до 21-го) и танковых (до 5-ти) отрядов.

  В июле 1923 г. функции упраздненного Управления бронесил были переданы Главному артиллерийскому управлению, а в ноябре 1929 г. было сформировано Управление по механизации и моторизации РККА (с ноября 1934 г.-Автобронетанковое, с июля 1940 г.-Главное автобронетанковое управление), начальник которого одновременно являлся начальником механизированных войск.

  Согласно разработанному в 1922 г. плану реорганизации бронесил РККА бронетанковые войска были перестроены по военно-морскому принципу-все танковые отряды и учебная автотанковая бригада в сентябре 1923 г. были сведены в отдельную танковую эскадру, состоявшую из одной тяжелой и двух легких флотилий танков (приказ РВС СССР N 1984 от 6 сентября 1923 г.). Приказом РВС СССР N 1161/184 от 17 сентября 1924 г. это решение было отменено, танковая эскадра переформировывалась в отдельный танковый полк, который имел управление (штаб, санитарная, техническая, хозяйственная части и клуб), кадровый батальон из двух рот, учебный батальон из двух рот, учебно-техническую часть, команду связи, мастерскую, комендантский взвод, хозяйственно-техническую и музыкантскую команды. В полку полагалось иметь 363 человека, 16 боевых и два учебных танка. Бронепоезда также сводились в полки из двух дивизионов (по два бронепоезда в каждом), автобронеотряды в дивизионы по 12 бронемашин.

  Недостаток боевой техники и вооружения вызвал дальнейшее сокращение количества и численности автобронечастей. К осени 1924 г. их число было доведено до 17 единиц.

  В 1925 г. на базе созданного в 1924 г. танкового полка были созданы отдельные тяжелый и легкий танковые батальоны по 30 танков каждый.

  В годы технической реконструкции в связи с поступлением новой техники автобронетанковые войска подверглись коренной реорганизации. В эти годы они оформились в самостоятельный род войск, приобрели новые организационные формы. В июле 1929 г. по решению РВС СССР для изучения наиболее целесообразных форм организации и оперативно-тактического применения нового рода войск в МВО был сформирован опытный механизированный полк, преобразованный в мае 1930 г. в механизированную бригаду. В начале она имела 60 танков, 32 танкетки, 17 бронемашин, в 1931 г. была усилена и состояла из разведывательной группы (полка), в которую входили батальон танкеток и дивизионы-автоброневой, автопулеметный и артиллерийский; ударной группы (полка) (два танковых батальона и два дивизиона самоходной артиллерии); батальона возимой пехоты; артиллерийской группы (три артдивизиона и дивизиона ПВО). Бригада имела 4700 человек личного состава, 119 танков, 100 танкеток, 15 бронемашин, 63 самоходных зенитных установки, 32 самоходных пушки, 16 гаубиц и 44 зенитных орудия.

  Было вновь начато формирование танковых полков; к середине 1932 г. их насчитывалось четыре, по три танковых батальона в каждом. Создавались также и отдельные танковые батальоны (в 1932 г. их было три), которые размещались в промышленных районах и строились по территориальному принципу.

  С ростом производства и совершенствованием технических данных танков появилась возможность для создания механизированных корпусов (высших соединений, способных самостоятельно вести боевые действия в отрыве от главных сил армии), а также для усиления стрелковых и кавалерийских дивизий танковыми частями. По решению РВС СССР от 11 марта 1932 г. в ЛВО на базе 11 стрелковой дивизии и в УВО на базе 45 стрелковой дивизии были сформированы 11 и 45 механизированные корпуса. Они состояли из двух механизированных бригад танков Т-26 и БТ (три танковых батальона, стрелково-пулеметный батальон, артдивизион, саперный батальон, зенитно-пулеметная рота), разведывательного, саперного, огнеметного батальонов, зенитно-артиллерийского дивизиона, роты регулирования движения, технической базы и авиационного отряда. В том же году были сформированы пять отдельных механизированных бригад (2-я в УВО, 3, 4, 5-я в БВО, 6 -я в ОКДВА), танковые и механизированные полки, другие части. Механизированными эскадронами и дивизионами стали усиливаться кавалерийские дивизии, в 1931 г. в их состав был включен механизированный полк (30 танков, 16 бронемашин, 16 танкеток).

  К 1 января 1934 г. в состав РККА входили два мехкорпуса, шесть мехбригад, шесть танковых полков, 23 танкетных батальона, 37 отдельных танковых рот для усиления стрелковых дивизий, 14 мехполков и пять мехдивизионов для кавалерии. В 1934 г. были созданы еще два мехкорпуса-7-й (ЛВО) и 5-й (МВО).

  Состоявшиеся в 1934 г. учения показали низкую мобильность, громоздкость и плохую управляемость мехкорпусов. Поэтому в 1935 г. формирование новых корпусов было остановлено, а штаты действующих значительно сокращены.

  По новой организации, утвержденной 28 декабря 1935 г., корпус состоял из управления, двух мехбригад, оснащенных 384 танками БТ, стрелково-пулеметной бригады, отдельного танкового (разведывательного) батальона и батальона связи. Всего в корпусе помимо танков БТ полагалось 63 танкетки, 52 огнеметных танка, 20 артиллерийских орудий, 1444 автомашины и 8965 человек личного состава. Также были пересмотрены штаты отдельных механизированных бригад. Они состояли из трех танковых, стрелково-пулеметного, боевого обеспечения и ремонтно-восстановительного батальонов, автотранспортной, связи и разведывательной рот, имели 145 танков Т-26, 56 артиллерийских и огнеметных танков, 28 бронемашин. Численность личного состава не превышала 2745 человек.

  В 1935 г. все отдельные танковые полки были реорганизованы в танковые (легких и тяжелых танков) бригады резерва Главного командования, включавшие по четыре батальона.

  Согласно новой схеме, утвержденной НКО 31 января 1935 г., в состав стрелковой дивизии вводился танковый батальон из трех рот, кроме того разведбатальон дивизии включал роту танков. Всего в дивизии полагалось иметь 57 танков. Последующие схемы стрелковых дивизий мирного и военного времени 1936 и 1938 гг. предусматривали в их составе наличие танкового батальона и роты танков в разведбатальоне. По типовым схемам 1935 и 1938 гг. кавалерийская дивизия включала механизированный (танковый) полк из четырех эскадронов и имела 74 танка.

  В 1936 г. в РККА состояло 4 мехкорпуса, 6 отдельных мехбригад, 6 отдельных танковых полков, 15 мехполков в составе кавдивизий, 83 танковых батальона и рот в стрелковых дивизиях.

  В августе 1938 г. все механизированные соединения и части, включая корпуса, были переименованы в танковые. Бригады с танками БТ и Т-26 именовались легкотанковыми, с танками Т-28 и Т-35-тяжелыми танковыми. Легкотанковые бригады по штату состояли из четырех танковых батальонов по 54 линейных и 6 артиллерийских танков в каждом, разведывательного, мотострелкового батальонов и подразделений обеспечения, в бригадах тяжелых танков взводы включали по три танка. В состав корпусов входили легкотанковые бригады.

  По решению Главного военного совета от 21 ноября 1939 г. управления танковых корпусов, корпусных стрелково-пулеметных бригад и аналогичных батальонов в танковых бригадах расформировывались. На заседании Главного военного совета было принято решение о создании в 1940 г.-1-й половине 1941 г. 15 соединений нового типа-моторизованных дивизий. В их состав входили: два мотострелковых, танковый, артиллерийский полки, разведывательный, связи, легкий инженерный батальоны, дивизионы ПТО и зенитный, а также подразделения обеспечения; имели на вооружении 275 танков БТ и Т-37, 49 бронемашин, 98 орудий и минометов. К маю 1940 г. было сформировано 4 таких дивизии. Для усиления стрелковых корпусов были сохранены легко- и тяжелотанковые бригады с разной численностью однотипных танков (156 тяжелых, 258 легких).

  Из-за недостатка боевых машин для пополнения вновь формируемых соединений резерва Главного командования в 1939 г. в стрелковой дивизии вместо танкового батальона оставалась танковая рота, число танков сократилось до 17.

  В июне 1940 г., изучив опыт войны в Западной Европе, Наркомат обороны СССР признал ошибочность ликвидации механизированных корпусов и вновь приступил к их формированию. По штатам, утвержденным постановлением СНК от 6 июля 1940 г., в состав корпуса входили две танковые дивизии (в каждой по два танковых, мотострелковому, артиллерийскому полку, а также подразделения боевого и материального обеспечения), моторизованная дивизия, мотоциклетный полк, отдельные батальоны связи и моторизованно-инженерный, авиационная эскадрилья. На вооружении танковая дивизия имела 413 танков, в том числе 195-КВ и 210-Т-34, 91 бронемашину, 58 орудий и минометов. По штатам военного времени механизированному корпусу полагалось иметь 1031 танк различного типа, 358 орудий и минометов, 268 бронемашин, 36080 человек личного состава.

  В результате всех организационных преобразований осенью 1940 г. бронетанковые войска, согласно приказу НКО N 0283 от 24 октября, состояли из механизированных корпусов, танковых и моторизованных дивизий, отдельных легких и тяжелых бригад и мотобронебригад, батальонов огнеметных танков, отдельных танковых батальонов, отдельного батальона бронедрезин и отдельного дивизиона бронепоездов. Штатные расписания предусматривали включение танковых частей в состав кавалерийских (танковые полки и автобронеэскадроны) и горнокавалерийских (бронетанковые дивизионы) дивизий, воздушно-десантных корпусов (отдельный легкотанковый батальон).

  Во 2-й половине 1940 г. были сформированы семь механизированных корпусов в западных приграничных округах и по одному в МВО и ЗабВО. В феврале 1941 г. было принято решение правительства о сформировании к концу года еще 20 корпусов. На их формирование направлялись все танковые части, в том числе расформировывались танковые части стрелковых дивизий, из кавалерийских дивизий исключались моторизованные полки. Из-за недостатка танков их количество в полках было уменьшено с 52 до 31, в танковой дивизии-до 375.

  К началу Великой Отечественной войны в РККА было развернуто 29 управлений механизированных корпусов, 31 моторизованная и 61 танковая дивизии. Однако формирование многих из намеченных соединений задерживалось, их части испытывали острый некомплект боевой техники и вооружения.

Ф. 32117, 32202, 32209, 34751, 35011, 35014-35106, 35045, 35046, 35048, 35437, 35442, 36871, 37660, 37661, крайние даты: 1932-1940. Управления танковых, моторизованных и механизированных корпусов и дивизий
Ф. 10828-10833, 32205-32223, 35107-35155, крайние даты: 1918-1940. Штабы автобронетанковых и механизированных бригад
Ф. 10955, 11378-11380, крайние даты: 1923-1924. Штабы эскадр и флотилий танков
Ф. 10837-11148, 31784-31978, 35225-35981, крайние даты: 1919-1940. Штабы танковых, автоброневых полков и батальонов, полков бронепоездов, дивизионов, рот, отрядов, эскадронов
Ф. 11329-11681, 34151, 34469, 34470, крайние даты: 1919-1940. Броневые группы, бронепоезда, бронеплощадки, бронедрезины, бронелетучки, десантные отряды бронепоездов

  Приказы административно-строевые по соединениям и бронечастям, штабам, управлениям, политотделам. Оперативные приказы командования соединений и бронечастей; оперативные донесения, сводки управлений и штабов; журналы боевых действий. Протоколы партийных и комсомольских собраний бронечастей, заседаний партбюро; отчеты, доклады, политсводки, сведения о политико-моральном состоянии и партполитработе в бронечастях. Сведения, переписка о формировании, боевом и численном составе, дислокации, состоянии материально-технической части бронечастей. Мобилизационные планы и предписания. Краткие исторические очерки бронечастей.