Вы здесь

Органы военных сообщений

Российский государственный военный архив

  Краткая справка

  Органы военных сообщений-специальные оперативно-тыловые учреждения, представлявшие военное ведомство на всех видах транспорта и организующие его использование в интересах вооруженных сил. Их деятельность определил декрет СНК от 16 мая 1918 г., согласно которому все транспортные учреждения должны были выполнять задания по воинским перевозкам.

  В апреле 1918 г. на путях сообщений взамен существовавших ранее заведующих передвижением войск и комендантов станций были введены представители военного ведомства с управлениями при них (приказ Наркомвоена N 265 от 4 апреля 1918 г.). Они подчинялись соответствующим округам путей сообщения, которые обслуживали фронты через начальников военных сообщений фронтов.

  Для урегулирования организации работы железных, автомобильных дорог и других видов транспорта, их охраны, передвижения войск и грузов Управления военных сообщений при Высшем военном совете и Всероглавштабе были объединены в Управление военных сообщений (с декабря 1918 г.-ЦУПВОСО) при Высшем военном совете, с сентября 1918 г.-при РВСР (приказ Наркомвоена N 601 от 30 июля 1918 г.). Управления начальников военных сообщений фронтов подчинялись ЦУПВОСО. При штабах каждой армии назначался заведующий воинскими перевозками.

  По приказу РВСР N 12 от 24 сентября 1918 г. военные представители на станциях железных дорог стали именоваться комендантами станций. Положением, объявленным приказом РВСР N 387 от 17 декабря 1918 г., была регламентирована подчиненность органов военных сообщений. Военные представители на железнодорожных и водных путях сообщений подчинялись (на правах командира полка) непосредственно начальнику военных сообщений фронта, а через них-начальнику ЦУПВОСО. На главнейшие железнодорожные станции и водные участки назначались коменданты участков-особые ответственные представители военного и морского ведомств, подчинявшиеся военному представителю дороги.

  Для обеспечения перевозки войск и военных грузов по внутренним водным путям на театре военных действий и в тыловых районах в феврале 1920 г. были сформированы управления заведующих водными участками по военным перевозкам, заведующих воинскими перевозками при областных и районных управлениях водного транспорта и отделения водных перевозок при УПВОСО фронтов, армий и районов в местностях, прилегающих к водным путям.

  По взаимному соглашению НКПС и ЦУПВОСО для организации согласованной деятельности управлений по передвижению войск и управления железной дороги, входившей полностью или частично в пределы фронтов, были учреждены особые военные помощники управляющего железной дорогой (приказы РВСР N 345 и 731 от 3 марта и 3 мая 1920 г.). Они подчинялись начальнику дороги по вопросам ее работы, а по вопросам передвижения войск-начальнику ЦУПВОСО через начальников ВОСО фронта, округа, района.

  С окончанием гражданской войны полевые органы военных сообщений фронтов, армий были упразднены. В ходе военной реформы была проведена реорганизация других органов военных сообщений. При окружных транспортных управлениях НКПС были сформированы военные представительства (приказ РВС СССР N13 от 6 января 1926 г.). В связи с упразднением должностей начальников железных дорог и учреждением, согласно постановлению СТО от 17 июня 1925 г., управлений на железных дорогах приказом РВС СССР N 143 от 15 марта 1926 г. вместо военных помощников начальников железных дорог были введены военные представители Наркомвоенмора на железных дорогах. По приказу РВС СССР N 46 от 4 марта 1931 г. эти должности были переименованы в начальников военно-транспортной службы, подчинявшихся штабу округа. В 1938-1939 гг. в составе Наркомата Военно-Морского флота был сформирован отдел военных сообщений, на флотах и морских бассейнах-отделы (отделения) военных сообщений. В августе 1940 г. управления начальников военно-транспортной службы на железной дороге были переименованы в управления начальников передвижения войск на железной дороге. С началом Великой Отечественной войны были развернуты полевые органы военных сообщений. 

Ф. 22495-22510, 23143, 23145, 32419, крайние даты: 1918-1941. Управления начальников военных дорог
Ф. 19814, 22501-22535, крайние даты: 1918-1940. Управления военных помощников начальников железных дорог
Ф. 22536, 22543, 22544, крайние даты: 1918-1924. Управления начальников военных сообщений при округах путей сообщений
Ф. 22547-22571, крайние даты: 1918-1940. Управления комендантов и военных помощников начальников железнодорожных и водных районов и пристаней
Ф. 820, 22576-22620, крайние даты: 1919-1940. Управления заведующих воинскими перевозками
Ф. 22548, 22617-22658, крайние даты: 1919-1940. Управления комендантов водных участков
Ф. 22659-22663, крайние даты: 1920-1921. Управления головных ж.д. участков
Ф. 22664-22874, крайние даты: 1918-1940. Управления комендантов станций ж.д. участков и узлов
Ф. 22875-22910, крайние даты: 1918-1925. Управления начальников работ по постройке ж.д. линий, транспортные ж.д. пункты
Ф. 22917-23030, 36407, 39225, крайние даты: 1918. Железнодорожные военно-продовольственные, питательные и военно-пересылочные пункты

  Приказы административно-строевые по управлениям, подразделениям военных сообщений, комендантов участков дорог и станций, по продпунктам. Доклады, донесения о формировании и деятельности линейных органов военных сообщений; переписка по оперативным вопросам, сведения о белогвардейских и крестьянских выступлениях. Протоколы партийных собраний, заседаний бюро РКП(б) и ВЛКСМ; отчеты, переписка о политпросветработе в частях.